01 Занятие ВВЕДЕНИЕ

01 Занятие Введение.


В этом году, вместе с началом учебы в нашей летней детской воскресной школе, мы сочли полезным и возможным начать занятия воскресной школы для взрослых. Немного нестандартно: начинать не с сентября, но наш нестандартный приход, в котором подавляющая часть прихожан не приходит в храм, а приезжает, как бы сам и подсказывает такое нестандартное решение. При этом представляется возможным, с учетом выбранной нами темы занятий, объединение старшей детской группы с группой взрослых, по- крайней мере, частично. А тема предстоящих наших занятий в этом году, думается, является полезной и актуальной, особенно для тех прихожан, кто хочет искренне жить духовной жизнью и возрастать как христианин. Озаглавил я её так: « Священное Писание Ветхого и Нового Заветов и его место в богослужебной практике  РПЦ».Немного поразмыслив над названием предложенной темы, каждый легко сообразит, что речь идет о трех дисциплинах, изучаемых в классических духовных школах. Истории Ветхого Завета, Истории Нового Завета и о Литургике, той дисциплине, которая изучает богослужение. Конечно же, объем трех названных курсов весьма велик и требует большого времени на изучение. Но выбранная нами тема ограничивает объем всех трех указанных предметов. А именно: изучаются только те разделы книг Святого Писания (Нового и Ветхого Заветов), которые   используются в богослужении. Равно и в Литургике будет изучаться материал той части дисциплины, которая касается только текстов Священного Писания, усваеваемых богослужениями.
Тексты Священного Писания, используемые в богослужениях.
Давайте мы с вами  вместе попробуем перечислить те моменты или элементы богослужения, в которых используются тексты Священного Писания ( Ветхого и Нового Заветов). Для того, чтобы нам увереннее себя чувствовать, начнем с той службы, которая всем нам знакома и привычна. Например, всенощное бдение перед Неделей. Начинается она с великой вечерни и включает еще литию, утреню, 1-ый час. Самым первым текстом Святого писания, который звучит на  вечерне, пожалуй, является, так называемый, предначинательный псалом №103, ( Благослови душе моя Господа, Господи, Боже мой, возвеличился еси зело…), который в практике приходских храмов, поется не полностью, а частично. В монастырской практике богослужений стихи Псалма читаются канонархом и повторяются хором. Здесь мы обращаемся к Писанию Ветхого Завета, а конкретнее, к Псалтири, книги, которая входит в канон Ветхого Завета и широко используется в богослужении. Сразу давайте договоримся, что мы сейчас с вами ищем те элементы богослужения, в которых тексты Святого Писания представлены, если так можно сказать, сгруппировано. Потому, что есть много других элементов богослужения:  так называемые, прокимны, входные стихи на Божественной литургии, стихи к стихирам и ирмосы канона и др, которые используют тексты Псалтири. Об этом мы, возможно, и будем говорить в ходе наших занятий, но пока мы преимущественно находим те места богослужений, в которых тексты святого писания представлены сгруппировано.Затем, после Великой ектении, стихословится кафизма, как правило, первая «Блажен муж, иже не идее на совет нечистивых». Это тоже Псалтирь. Далее идет пение вечерних стихов на «Господи, возвах к Тебе, услыши мя…», где стихи заимствованы из псалмов  140, 141, 129, 116). Опять же Псалтирь. Далее, по ходу службы, совершается вечерний вход, если служится великая вечерня. После вечернего входа, так называется молитвенное вхождение в Царские врата священника с кадилом, возглашается прокимен дня и, если служится двунадесятый или великий праздник, или служба полиелейному или бденному святому, то положено чтение, так называемых, паремий, как правило, трех. Сейчас не будем разбираться в понятиях Устава о праздниках, оставим это на будущее, и продолжим логику нашего поиска или анализа. Чаще всего бывает, что паремийное чтение составляет отдельные фрагменты, отрывки, из книг Ветхого Завета. Иногда, правда, читаются и новозаветные паремии. Внешне, даже не слыша заглавие паремий, читаемых чтецом в храме, мы можем понять Ветхозаветные или Новозаветные паремии читаются по действиям священника. Если служащий священник затворяет Царские врата, а свет в храме загашается – то читается Ветхозаветная паремия. При чтении Новозаветных текстов врата остаются отворенными и свет в храме не гасят. Спектр чтений паремий весьма широк: от пятокнижия Моисея до пророков и Премудрости Соломоновы. Изучение этих паремийных чтений означает обращение ко многим книгам Ветхого Завета. В зависимости от праздника читаются те или иные фрагменты различных книг канонов Ветхозаветного или Новозаветного. После литии, в конце вечерни, после освещения хлебов, обычно, поется молитва праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба твоего…». Всем она известна, лаконична и привычна, но имеет большое значение, которое следует понять, обратившись к историческому моменту, который запечатлен в каноне Нового Завета. Как помнят многие – это событие связано с историей, которая положена в основу празднования двунадесятого праздника Сретения Господня.
Далее, по ходу службы всенощного бдения, идет утреня, которая начинается с момента важного в богослужении: чтения, шестопсалмия. Проще говоря, читаются шесть избранных псалмов ( Пс 3,37,62,87,102,142, которые носят характер покаяния. Вот это и является причиной того, что весь свет в храме загашают. Опять мы имеем дело с текстами Ветхого Завета: Псалтири. Священник в это время читает тайно 12  молитв. После окончания чтения шести псалмов зажигается свет и священником произносится Великая ектения пред Царскими вратами. А после этого священник или диакон возглашает стихи из Псалма , а хор на каждый стих поет «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне».
Затем по ходу богослужения идет чтение кафизмы. Опять же Псалтирь. Какие кафизмы когда читают- определено Типиконом. Заметим, что в посту прибавляется еще и Пслом 136 – «На реках Вавилонских…». Перед чтением Евангелия на утрене читаются или поются, так называемые, ипоакои и антифоны степенны по гласу. Как известно, в богослужебной практике нашей Церкви используется 8 гласов.  Стихи этих антифонов берутся из различных псалмов 18 кафизмы, которая называется Песнь степеней, написанной после возвращения евреев из Вавилонского плена. Чтение Евангелия на утрене. Сколько Евангельских зачал читается на утрене и какие – тоже предмет нашего будущего изучения.
Если мы будем усердны в нашей учебе, то хотелось бы более подробно поговорить и о песнях канона, который читается на утренней службе.
На так называемых, хвалительных стихах, используются стихи псалмов 148,149 и 150. Опять Псалтирь.
По завершению утрени читается 1-ый час, который и является завершением всей вечерней службы. На следующий день самого праздника читаются вначале часы, как правило. 3-ий, 6-ой и иногда 9-ый. Что означают эти часы? Какие важнейшие события Священной истории они вспоминают? И из каких псалмов они состоят – вот также предмет нашего внимания, который также мы предполагаем реализовать в рамках изучения указанной темы. Ну и самая главная служба нашей церкви: Божественная литургия. Здесь кульминацией литургии оглашенных является чтение Апостола и Евагелия. Как построен годовой круг чтения Евангелия и Апостола – также определено Типионом или Уставом нашей Церкви, который мы предполагаем изучить в рамках названной темы.
Таким образом, даже при беглом анализе богослужения, мы находим много элементов, в которых использованы тексты Священного писания.
Конечно же, хотя, как мы сказали, тема наших занятий ограничивает объем предметов  Ветхого и Нового Заветов и Литургики, но невозможно начинать тему с изучения элементов целого, не зная основных представлений и понятий о целом. Поэтому наши первые занятия будут посвящены изучению основных понятий, связанных с Историей Ветхого и Нового Завета. О Святом Писании и Святом Предании. Об истории сложения канонов Ветхого и Нового Завета. О книгах этих канонов, об авторстве их и времени их написания- определенно надо знать всем. Также, что и касается богослужений, необходимо иметь общие представления об этом предмете. Как строится круг годового богослужения, недельного и суточного и как они соединяются в единое богослужение – также полезно знать всем нам. Здесь, думается, придется ознакомиться нам с тем, какие основные службы в соответствии с Типиконом бывают и чем они отличаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучением названной темы, представляется, могут быть преодолены серьезные проблемы для многих, связанные с непониманием богослужений, и плохим знанием Ветхозаветной истории. Думается, что это хорошая возможность для всех тех, кто стремится изменить свою жизнь к лучшему почувствовать опору церковного собрания и духовную пользу в укреплении веры и благочестия. Мы знаем, какое огромное значение придавали богослужению святые отцы нашей Церкви. Благоговейное, молитвенно внимательное участие в богослужениях Церкви христианина, при исповеди и причастии Святых Христовых Тайн – основной путь духовного возрастания и нашего преображения.
Как легко увидеть из нашего краткого анализа богослужений, среди всех текстов Священного Писания, самое большое место в богослужении получила Псалтирь. Одна из книг Ветхого завета, относящаяся к книгам учительным. Мы с вами уже имеем небольшой опыт соборного чтения Псалтири. И в этом смысле всем нам будет полезно более подробно изучить Псалтирь.
 О времени проведения, частоте занятий. Летнее и другое время.
Предлагается в летнее время занятия, продолжительностью 45 мин, проводить в субботнее время в 10 часов утра, в другое время года в дни проведения богослужений, после их окончания.
Еще следует добавить в пользу выбранной темы важный момент, связанный с нашим участием в службах церковных. Часто бывает, что мы отвлекаемся от молитвенного настроя в храме по той причине, что не понимаем многих элементов службы, что вместе и с непониманием текстов церковнославянского языка, делает присутствие наше на службе, мягко говоря, не радостное, а, порой, тягостное. Это видно по тому, как иной прихожанин переминается с ноги на ногу, а другой застыл в отрешении, находясь не в молитвенном состоянии, а во власти мирских забот и проблем. Богослужение, само по себе, является прекрасным источником нашего очищения, научения быть  мыслями и сердцем с Богом. Многие части богослужения появились как творческое раскрытие лучших человеческих чувств и помыслов святыми отцами Церкви, руководимых духом святым. Некоторые из элементов служб возникли как человеческие переживания о памяти великих событий Новозаветной истории, связанной с земной жизнью Христа. Примером может служить лития, которую служат в притворе церкви. Иногда, когда служишь в нашем сельском храме и выходишь к притвору для начала службы литии в конце вечерни – чувствуешь некоторое недоумение  малочисленных наших прихожан. «Так нам хорошо было в уединении – и вдруг!!» Священник заполняет собой и читаемыми им молитвами пространство у дверей храма. И, обращаясь к входным дверям храма, и благословляя троеперстно, говорит: «Мир всем».
А смысл такого исхождения в притвор для молитвы священника имеет тот, что изображает выход из храма. В раннехристианские времена христиане крестными ходами посещали те места в Иерусалиме, где совершались события вселенского масштаба. Где Господь молился, где пострадал, откуда вознесся на небеса. В соответствие с празднуемым событием посещали те или иные места. И молитва, которую совершали в этих местах христиане, была усиленная ощущением тех мест, где ступала нога Спасителя. Лития, в переводе на русский язык, означает усиленное моление.
Сегодня мы касались больше стороны литургической в раскрытии нашей темы, связанной с усвоенными богослужениями текстов Священного Писания. Следующие наши занятия мы посвятим общим сведениям о Священном Писании.

 


Назад к списку