Строительство часовни прп. Сергия Радонежского в д. Новосельцево

 "Господь сказал Давиду, отцу моему: "у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце". (3Цар. 8:18) 

 Братья и сестры, на этой странице мы будем информировать вас о ходе осуществления этого богоугодного предприятия.

 

 

На сегодняшний день в поддержку

возведения часовни собрано подписей

 

201

 

 

31 июля состоялся молебен на предполагаемом месте возведения часовни и крестный ход молящихся о возрождении святыни и сохранении стародавнего погоста, где упокоились предки многих нынеживущих в Новосельцеве. Более ста человек вознесли ко Господу свою общую мольбу о помощи в святом деле сохранения нашей родовой памяти.

 

 

 

 

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем».

 

Как уже известно многим прихожанам нашего Богородицерождественского храма, уповая на Божию помощь, мы предполагаем возведение приписного храма-часовни во имя преподобного Сергия Радонежского в деревне Новосельцево.

 

Давайте попробуем оставить мирскую суету в стороне от наших мыслей, и поразмышляем о том, что означает храм в нашей жизни. И начнем, наверное, с происхождения самого слова «храм» в русском языке. Полагаю, что многие из вас смогут еще интуитивно вспомнить похожее (однокоренное), хотя и устаревшее слово – «хоромы». И действительно, наши далекие благочестивые предки произвели оба эти слова от одного исконно русского «хоромъ», означавшее «дом», «место обитания» и произошедшее, в свою очередь, от еще более древнего индоевропейского корня, означавшего хранить, сохранять, защищать, сберегать, спасать. В самом названии наши пращуры заложили и донесли для нас, благодаря чистоте языка, идею сохранения и спасения, неразрывно связанную с домом Божиим.

Чудо Богоявления и великая искупительная Жертва Иисуса Христа освятили понятие храма идеей личной Встречи с Господом. «И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его». (Лк. 21:38). С момента явления Господня в мир мы приходим в храм не только донести до Него свои радости и печали, мольбы и надежды, но и «слушать Его», приобщится к Нему. Так описывает свое состояние на пороге храма митрополит Антоний Сурожский: «Французский писатель в одном из своих романов описывает человека, который обнаруживает, что вокруг него настала какая-то непостижимая, глубокая тишина; он к этой тишине прислушивается и вдруг восклицает: «Да, в сердцевине этой тишины — живое присутствие Бога!..» Так вот то, что составляет сердцевину храма… Если понять, что содержание храма — это та тишина, та глубина, в которой находится Бог, то понятно делается, почему человек, идущий в храм, еще только пускаясь в путь, настроен так, как он не бывает настроен, когда идет на работу или в гости. В храм собираешься с того момента, когда просыпаешься и знаешь: я иду на встречу с Живым Богом. И одеваешься по-иному, и готовишься по-иному, и стараешься, чтобы разговоров лишних не было, чтобы ничто недостойное не рассеивало той глубины, в которой только и можно пережить содержание храма. И по дороге идешь серьезно; идешь, как на встречу с очень значительным или с очень любимым человеком, не рассеиваясь пустыми мыслями, а зная: я иду на встречу — ну, скажем просто, — с возлюбленным, с самым дорогим, драгоценным человеком или существом, какое у меня есть на свете».

Памятуя о постоянном Божественном присутствии, на Руси изначальной, новокрещенной каждое новое поселение всегда начиналось с храма, потому что жизнь на этой земле нашим предкам не представлялась отдельной от Господа: всегда с Ним, всегда рядом. И это не просто слова. Вдумайтесь: для того, чтобы 1000 лет назад поставить в лесной глуши храм, даже деревянный, семье или части рода, проторившей дорогу к новому месту обитания, приходилось потратить несколько месяцев тяжелой кропотливой работы на заготовку материала и на строительство самого храма исключительно вручную и с убогим инструментом; и это «в ущерб» (как бы подумали современники) жизненно необходимым хозяйственным работам (созданию пашни, самой пахоте,  устройству жилища, подготовке к обороне и т.д.). Первое, что восстанавливалось после частых пожаров и разорительных набегов, были храмы. В противном случае население уходило на другое место, т.к. без храма жизнь теряла смысл и потихоньку угасала. Забегая несколько вперед, нужно отметить, что, если посмотреть на карты Московского уезда, например, 18-19 вв., то прослеживается удивительная, но только на первый взгляд, закономерность – те населенные пункты, которые в то время по каким-то причинам не имели церквей, на сегодняшний день перестали существовать или были переименованы. И не стоит думать, что эти времена безвозвратно прошли. 100 лет массового безбожия еще не такой большой по историческим меркам срок.

 

 

Деревня же Новосельцево насчитывает более чем шестивековую историю, и вся она неразрывно была связана с Православием. Пустошь на месте нынешнего села была пожалована удельным князем Андреем Храбрым (Серпуховским), двоюродным братом св. князя Дмитрия Донского, соратнику по Куликовской битве Стефану Новосильцеву. Первое упоминание в летописях о церкви во имя преп. Сергия Радонежского с приделом в честь Пресвятой Троицы в селе относится к 1584 году. Хотя, безусловно, церковь существовала и ранее, т.к. в те давние времена селений без храмов не было. С начала 19 века на месте храма при сельском кладбище была сооружена часовня, которая отмечена на топографических картах 1858 и 1931 годов. Более подробно с историей можно познакомиться на нашем сайте в разделе «О нашем селе» (www.stepancovo.prihod.ru).

Зачем вообще строят часовни? Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все. «Непрестанно молитесь.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное зримо в архитектурной форме. В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться Литургия. Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм. Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В часовнях совершается также отпевание.  Могут совершаться любые службы, кроме Божественной литургии. Каждый храм, каждая часовня имеет и глубокий внутренний,  духовный смысл. Еще издалека мы видим, как парят кресты на куполах храма. Купол с крестом связывает небесное и земное пространство в целостный освященный мир.

Наши предки основали православное поселение на берегу Клязьмы, пронесли в веках свою веру и запечатлели ее в храме Божием, который нам, по грехам нашим, не удалось сохранить в целости. Прости, Господи, ибо не ведаем, что творим. И горьким укором служат нынеживущим  заброшенные и разбитые надгробные плиты их могил на месте часовни и стародавнего кладбища. Что же оставим мы - в чье попечение Промыслом Божиим вверено древнее Новосильцова-современное Новосельцево -  в наследство нашим потомкам? Карьер? Завод? Или кафе?

 

«Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как  < опаленная > пустыня

И как алтарь без божества.

 

На них основано от века,
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его».

А.С.Пушкин

 

 

Возведение часовни в Новосельцеве для нынеживущих – это акт нашего  покаяния пред Господом за почти утраченную  память об усопших предках.

 

 

 

Взаключение приведем слова уже процитированного  митр. Антония Сурожского, в которых отражается и значение храма для современников, и наша личная ответственность за него: «В древности, как вы все, наверное, знаете, христиане были гонимы. Храмы не стояли явно для всех; христиане собирались в катакомбах, в подвалах, в потаенных местах. Что представляли эти места для них? Это были места, посвященные Живому Богу, в Которого они верили. Весь остальной мир был враждебен Христу, христианской вере. Можно сказать, что и в современном мире положение храма в значительной мере таково же, потому что общество, среди которого мы живем, тем более — безбожное, активно безбожное общество как бы поставило Бога, Христа вне закона. Бог не имеет права жительства, Он не имеет права законно существовать в той или другой стране, а если Он и существует, то игнорируется большинством жителей. И храм, стоящий посреди города, говорит людям, которые к Богу никакого отношения не имеют и не желают иметь, что у Него есть приверженцы, что люди в Него верят, и вера их в Него достаточно сильна, чтобы построить храм или сохранить этот храм, и молиться в нем, чего бы это им ни стоило».

На нашем сайте мы создаем раздел «Часовня», где будем отражать все относящееся к осуществлению этого богоугодного предприятия. Будем благодарны за любую посильную помощь всем властьпридержащим, служилым людям, промышленникам, негоциантам и добрым душою самаритянам. Просим ваших молитв.

Молим Господа о том, чтобы строительство часовни способствовало укреплению нашей веры, нашего духа, нашего прихода. Помоги, Господи.

 

 

 =====================================================================

 

 

В годы советской власти церковь была поругана и уничтожена, кладбище фактически ликвидировано. Остатки кладбища можно ныне видеть около заводоуправления. На этом кладбище похоронены наши родные и близкие, о чем у старожилов деревни сохранились многочисленные свидетельства.

 

Годы правления безбожной власти закончились, но мы не покаялись в осквернении часовни и кладбища. Мы спим. А пока мы спим, происходит дальнейшая деградация деревни. С нашего молчаливого согласия уничтожена школа, клуб, библиотека, футбольное поле, по сути дела развалился завод. Деревня превращается в одну большую зону отдыха, в которой удобно отдыхать и пьянствовать, но в которой нет условий для работы, воспитания детей, трезвого досуга для молодежи, а самое главное нет дома молитвы. У такого «населенного пункта» нет истории, нет будущего.

 

А между тем кладбище в лихие 90-е годы было приватизировано, и если мы не проснемся, то в один прекрасный день увидим очередной магазин, или пивную, или автостоянку, возведенную на костях наших предков, на том святом месте, где когда-то они молились в часовне.

 

 

 

Для того чтобы избежать коммерческого использования и осквернения кладбища мы предлагаем:

 

ü Вывести из коммерческого оборота сохранившуюся территорию кладбища

 

ü Восстановить разрушенную часовню на кладбище во имя Преподобного Сергия Радонежского

 

 

 

Для чего нужна часовня?

 

Часовня – это памятник нашим предкам, покоящимся на этом месте.

 

Часовня – это символ духовного возрождения деревни, дом молитвы, вокруг которого мы, православные, можем объединяться в одну несокрушимую силу, как это делали наши предки.

 

Часовня – это напоминание нашим отдыхающим гостям, о том, что есть под солнцем вещи более ценные, чем вино и шашлыки.

 

 

 

Поэтому мы призываем всех:

 

ü Молиться о восстановлении часовни с родными и близкими, а также на общих молебнах.

 

ü Выразить свою гражданскую позицию, поставив свою подпись под письмом за восстановление часовни.

 

ü Поддержать словом и делом инициативную группу по восстановлению часовни.

 

ü Следить за ходом событий по восстановлению часовни на информационных стендах Богорождественского прихода и на этом сайте.

 

Контактный телефон инициативной группы:

 

8-926-903-88-26