Газета прихода выпуск №1 Январь 2019 года

 

+

“Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая”

(Акафист Рождеству ПресвятыяБогородицы)

Поле Куликово

Информационный листок Православного прихода Храма Рождества Пресвятой Богородицы

с. Степанъково. Выпускается с ноября 2005г.

№1 январь 2019 г

 

Проповедь на Евангельскую притчу о десяти девах.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

         Нередко со страниц Евангелия Сам Спаситель рассказывает нам ту или иную притчу. Одни из них легко и быстро входят в наш ум и сердце, просвещая духовным светом, другие же заставляют задуматься и требуют времени для духовного приятия этого бесценного богатства.  Среди притч, которые мы отнесли условно к первой группе, является притча о десяти девах, замечательная по сюжету и образам и так хорошо всем известная. Мф. (25. 1-13). В Таинстве Елеоосвящения среди семи евангельских чтений пятой по счету читается эта притча. Замечательной особенностью евангельских текстов является неисчерпаемая новизна и глубина смыслового и духовного содержания, которая открывается нам снова и снова при прочтении текста.

         Господь уподобил царство небесное десяти девам. При исключительно логическом понимании текста евангелиста Матфея о десяти девах возникает много вопросов, и один из них состоит в том, что пять дев, названных в притче юродивыми, так и не вошли в Царство Небесное. Не уподобим же мы и их Царству Небесному?  Ничто же нечистое не войдет в Царство Небесное, а отсюда и обычная логика подсказывает нам, что только пять дев можно уподобить Царству Небесному. Но краткость языка притчи, повествующей нам о пути спасения, заставляет отступить от формально-логического взгляда на этот евангельский рассказ и на примере десяти дев из притчи сделать полезный вывод для себя и своей жизни. Что нам надо делать, чтобы спастись и войти в Царство Небесное, или, следуя образам и логики событий притчи, каким образом нам войти на пир к Жениху? Так можно сформулировать цель, которую хочет поставить перед нами, христианами, Господь наш, Иисус Христос.

         Думается, что не зря в притче указаны девы, а не жены, обремененные житейскими заботами и многими грехами. Кажется, что этим Господь говорит не обо всем человечестве, но о тех, кто принимает веру в Жениха, ждет встречи с Ним, не отвергает христианского мировоззрения. Многие экзегеты задавали себе вопрос: почему в притче указано 10 дев, но так и не могли на него ответить. Нам же кажется, что Господь в этой притче хотел доступно объяснить всем главную духовную суть притчи, а для того и взял за основу десять пальцев на руке человека, где пять пальцев размещены на правой, а пять на левой руке. Как и во второе пришествие Сына Человеческого на землю, произойдет разделение всех (верующих и неверующих) на овец и козлов, поставленных соответственно одесную (справа) и ошуюю (слева) Спасителя, так и здесь пять мудрых дев сподобятся правой стороны (правая рука) и войдут к Жениху, а пять неразумных дев (левая рука) будут отвержены от правой стороны и станут отчаянно стучать в закрытые двери.

          Но как надо жить? Что надо сделать, чтобы войти в Царствие Небесное, то есть войти в открытую дверь на Свадьбу к Жениху?  Как приобрести елей? Как последовать за мудрыми девами? Как не оказаться у закрытых дверей, подобно неразумным девам? По логике событий, изложенных в притче, понятно всем, что надо заранее запастись елеем. Так сделали мудрые девы. Но что такое елей и где его купить? И почему мудрые девы не захотели поделиться своим елеем с немудрыми девами? Именно в поиске ответов на эти вопросы встречается немало разночтений. Мы видим из притчи, что немудрые девы, по совету мудрых, все же купили себе елея, но было уже поздно: двери к Жениху закрылись. Они не успели войти, но ведь разбойник, распятый одесную Иисуса Христа, успел! За считанные минуты успел! «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю» Лк. (23.42). Да, великая и сокровенная тайна спасения заставляет всех нас задуматься. Постигнуть её в подробностях мы не способны, но ясно, что всегда есть «продавцы елея»: и ночью, и днем они стоят пред душой нашей и ждут от неё любви, которая источается кающимся и страдающим сердцем. Но мы неспособны, в отличие от благообразного разбойника, за считанные минуты глубоко покаяться и очистить душу и излить из сердца своего истинную любовь! Не в продавцах дело, а в покупателях, для которых требуется время для «накопления средств», для возведения души своей в состояние христовой любви. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Мф. (25. 13)

          «Стяжи дух мирный – и тысячи вокруг тебя спасутся», - разве не о спасении говорил преподобный Серафим Саровский?  Спасение – это не только Божья Благодать, дарованная верующим для вхождения к Жениху, но и та работа собственной души, которая в труде духовном приобретает этот самый "елей". Оттого и мудрые девы повели себя весьма «немудро», не поделившись елеем с ленивыми, неразумными девами. Елей веры, елей милосердия, елей любви, способный передать душе огонь нетленный вечной жизни можно получить лично от Бога как дар за искренний духовный труд.  Это есть та самая синергия: спасает Бог, но не без нашего участия. Господь в притче о десяти девах наставляет нас на постоянное бодрствование души, духовное бдение, духовную жизнь, через которую мы сможем приобрести тот запас любви, елея, который способен нам дать свет неугасаемой лампады в любой час и в любое время.

         Братья и сестры, никто из нас не знает, когда наступит последний день нашего пребывания на земле, от нас сокрыто время встречи с Женихом. Дорогие, уподобимся мудрым девам: духовной жизнью, делами веры и милосердия преумножим в себе тот запас елея христовой любви, который и даст нам возможность войти на Брак Самого Жениха со светлыми лампадами. Аминь.

 

Протоиерей Георгий Троицкий

 

Размышление после просмотра документального фильма «Спасение» режиссера Владимира Горчакова.

(рецензия непрофессионала)

        23 января Центральный Московский Архив пригласил своих посетителей в культурный центр «Меридиан» на просмотр документального фильма с притягательным названием «Спасение». На день этот выпала среда седмицы, в которой по графику, читальные залы ЦИАМа не работают. Так что и я решил воспользоваться этим моментом и приехал, предварительно записавшись, на данное мероприятие. В пользу такого решения говорила тема фильма, которая, как пояснялось в анонсе на фильм, отражала жизнь русских староверов, живущих за рубежом. Тема церковного раскола XVII века на Руси и судеб старообрядцев, несмотря на давность событий, вызывает у меня вместе с интересом и печаль, и сочувствие тем, кто ради духовных ценностей, правильно или неправильно понимаемых, одному Богу известно, добровольно поставил в сложнейшие жизненные условия не только себя, но и всех своих потомков. Проходят века – и случайно узнают современники о трудной жизни староверческих семей, живущих то в русской тайге, то в городах и весях других заморских стран. Как мне кажется, более трезвый взгляд богословской школы наших дней, позволяет ныне более трезво взглянуть на произошедшую трагедию на Руси, которая до сих пор из дней тех веков, словно из океана, приносит нам неожиданные факты из жизни староверческих общин и позволяет увидеть истинное русское благочестие, вместе со старинными иконами, одноголосным пением и другими чисто русскими обычаями, которые сохранили, несмотря на многие переезды, переходы староверческие семьи.

        Названный фильм Владимира Горчакова, который я сподобился посмотреть, повествует об авторе книги «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева», старообрядце, живущем в Аргентине, лауреате премии НОС, Даниле Зайцеве.

        Просмотренный фильм, на мой взгляд, сделан талантливо. Перед зрителем предстает сам Данила Зайцев, конечно с бородой и одеждой, вполне приличной для старообрядческого мужа, с членами своей семьи и некоторыми персонажами, которые совсем не доминируют на экране, несут в себе, скажем, эпизодическую роль, но некоторые из них вносят весьма заметный вклад в раскрытие и понимание личности Данилы Зайцева.  Когда Данила или его супруга рассказывают о своей жизни, чаще всего, зритель видит замкнутый объем, видимо, того помещения, где живут или трудятся Зайцевы.  Особенно колоритно выглядит жена Данилы - Марфа, которая своей сильной и, в тоже время, женственно умной личностью, являет собой прекрасный внешний образ русской женщины. Поскольку она «играет» сама себя, то кажется, что нет никакой здесь заслуги режиссера, но это не так. Запомнились разговоры с ней в двух эпизодах. В одном из них она не просто рассказывает, но и перерабатывает рыбу, которая, видимо, составляет часть дохода семьи Зайцевых. Крупную рыбу она обрабатывает голыми руками, вычищает внутренности рыбы, ловко разрезая её вдоль большим ножом, который постоянно держит в руке, отрезает головы и чистит их. Оператор дает возможность зрителю довольно долго наблюдать за этой картиной, перенося «взгляд» то на рыбу, то на говорящую Марфу. Иногда зритель видит панораму южноамериканского города, когда Данила вместе с оператором едет на машине или когда общается с кем-то из «случайных» персонажей фильма, свободно разговаривая с ними ни испанском языке. Не все осталось в моей памяти, что говорили персонажи фильма, но рассказ о том, как Данила уехал в Америку на заработки и завел там себе жену – запомнился. При рассказе об этом на лице Марфы была словно некая улыбка, и она, вспоминая об этом, ничем не обнаружила на лице своем страдания, но рассказала, что повела в этом случае тогда решительно – не быть сему, и поехала в Америку. В другом эпизоде Марфа в повязанном на голове платке совсем внешним обликом напоминает собой русскую женщину староверку, что не сразу угадывается зрителем. Возможно, что несколько лет отделяют по времени эти съемки.

       Речь Данилы своеобразна, сохранила видимо некоторые элементы произношения слов, используемых в старообрядческих общинах, вызывает интерес своими оборотами, но вполне «распознается» и понимается современному русскому человеку.

       Я вначале ждал увидеть на кадрах фильма картины духовной жизни Зайцевых: их молитву, молельный дом, часовню, может быть, потому что известно, что предки Зайцевых относились к часовенным староверам. Или хотя бы старинные иконы и устроенный красный угол, но вместо этого увидел снятую в полумраке оператором коленопреклоненную молитву, видимо, самого Данилы. На кадре мелькают босые пятки молящегося, когда он опускается на колени, а затем возвышается в полумраке полупрофиль всей его фигуры с бородой, когда молящийся распрямляется и накладывает на себя крестное знамя. Несколько раз взгляд камеры показывает небольшой квадратный коврик на полу. Почему-то вспомнились мне аналогичные коврики, которые носят с собой мусульмане для того, чтобы в любом месте города, деревни и бездорожья встать на молитву в положенное время. Возможно, что живущие среди мусульман христиане переняли некоторые привычки, способствующие исполнению молитвенного правила. Конечно же, на упомянутых кадрах, где молится Данила, совсем не видно в полумраке для зрителя, как он складывает персты своей десницы. Но конечно, это самый внешний по сути, а по смыслу произошедшего раскола - самый «важный» момент в духовной жизни христианина. Поэтому уважаемый режиссер Владимир Горчаков, который по моим наблюдениям, не такой воцерковленный наш современник, не мог обойти этого вопроса в своем фильме, и мы не ошиблись в своем предвидении. Вскоре Данил Зайцев не только говорит об этом предмете всем нам, зрителям, но и благочестиво показывает, как надо складывать персты и как налагать крестное знамя на себя, поясняет, что все это означает. Не будем здесь повторяться о том, что означает двуперстное и трехперстное сложения пальцев рук в традиции православной и староверческой, скажем только главное. Падшая человеческая природа, пытаясь подражать Спасителю нашему Иисусу Христу, совсем не научилась многому тому, чему жизнью Своей учил он всех нас христиан. «Надломленной трости не переломит и воскурившегося льна не загасит…» Да, уж где там! Сжигали друг друга на кострах…

       На экране после объяснения Данилой смысла двуперстного сложения пальцев и благочестивого наложения крестного знамени на себя, учитель вдруг сотворил перед зрителями то, что поразило и заставило принять мнение о Даниле как аномальном старовере. Истинно благочестивый старовер никогда бы не позволил себе такой «показ» неблагочестивого наложения на себя крестного знамени. Поспешно, искривляя форму накладываемого на себя креста, с молниеносной быстротой, Данила несколько раз осенил себя таким «знамением», произнося слова осуждения таким действиям. Этот прием научения Данилы, заставил усомниться о высоком его благочестии, присущем староверам, что дало мне повод отнести Зайцева в разряд «аномальных» староверов. Вскоре события и рассказ о жизни Зайцевых, полностью укрепили и подтвердили мое такое мнение. Позже в кадре мы видим молящегося мальчика, то ли сына, то ли внука Данилы. Мальчик накладывал на себя крестное знамение почти с такой же молниеносной быстротой, какой показывал Данила, когда изображал неблагочестивую молитву. Вряд ли оператор искусственно ускорил движение рук мальчика при молитве.

       Я уже говорил о тех косвенных персонажах фильма, которые однозначно дают понять, что Данил Зайцев не входит ни в одну староверческую общину. Я ждал, когда же появятся другие члены общины, не одни же Зайцевы прибывают в Аргентине? Но вот Данила, вместе со своим старшим сыном едет на машине к бывшему своему дому, где живут теперь другие люди и где, как рассказывает Данила невидимому собеседнику, родился у него первый сын.  Но женщина, которая по облику своему и по разговору, видимо, является единоверкой с Зайцевыми, выйдя из-за забора своего дома, отказывает впустить Данилу с прочими в дом. Женщина что-то тихо сказал, чего я не расслышал. Но голос Данилы для меня был хорошо слышен. Машина уезжает, а Данила говорит: «Ну вот -такой подарок нам преподнесли!»

       В другом эпизоде с участием человека, по виду старовера, но не относящегося к семейству Зайцевых, с ним разговаривает, кажется, невидимый собеседник, который спрашивает его мнение о Даниле Зайцеве. Этот человек говорит примерно так: «Вообще Данила умный. Хватается за многое...Начало у него хорошее, а конец всегда плохой…». Становится понятным, что в окружени Данилы все же есть староверы, но они не принимают его. Он выпадает, видимо, из традиционной жизни староверов. И когда пару раз с экрана демонстрируется некий «сеанс встряхивания мозгов», которым владеет и проводит его, кажется, зять Данилы, то уж совсем становится понятно, что в духовной жизни Зайцевы далеко откатились от староверов. У режиссера фильма после просмотра спросили, что являет собой этот удивительный способ, сеанс: лечить или как-то духовно влиять? А действия, которые всех зрителей насторожили, заключались в следующем. Тот, на кого направлено это действие, садится на стул или кресло, на темя его головы накладывается некий ремень или пояс, имеющий такую длину, что другой человек на некотором удалении от сидящего держит два свободных конца этого ремня так, что осуществляется определенный натяг этого пояса между руками держащего человека и головой испытуемого. Лица их смотрят друг на друга. Посреди них третий человек специально сделанным билом ударяет по натянутому ремню примерно посередине его длины. Видимо, оператор весьма приблизил микрофоны записи звука к месту действия, и при ударе билом получается очень сильный, возможно, несколько утрированный для зрителей звук, видимо, для того, чтобы зрителям слышать так, как слышит испытуемый человек. Уж ощущать на своем теме следствие удара зрителям невозможно. При этом ударе голова человека, сидящего на кресле, содрогается, что оператор весьма искусно показывает. Зрителю два раза показан такой сеанс. Вызывает это действо у одних зрителей недоумение, у других раздумье.  Представляется, что что-то сакральное вкладывают в этот сеанс Зайцевы. Тем более, Данила говорил перед этим о пользе «встряхивания мозгов». Но режиссер фильма, отвечая после просмотра на вопрос об этом сеансе, сказал, что это обычай, традиция, не более. Откуда, правда, взяли этот обычай Зайцевы, совсем непонятно. Думается, что не от староверов. У зрителя возникает, конечно, и другой вопрос: взимается ли плата за показанный «сеанс». Ведь на что-то живут Зайцевы. Хотя об этой стороне говорит в фильме сам Данила. Показаны были красивые вышитые изделия, которые изготовила Марфа. Оказалось, что и сам Данила тоже неплохо освоил вышивку и одно время по телевидению давал уроки вышивания. И, конечно же, этот труд давал Зайцевым некоторый заработок. Данила рассказывает, что он вышивал пояски с христианской символикой, неширокие, размером три сантиметра, которые находили сбыт у многочисленных староверческих общин Америки. Труд был кропотливый, как вспоминает Зайцев, надо было просидеть за работой 6 часов, но зато 25 долларов заработаны.

       Из событий, происходящих на экране, убеждаешься, что Данил Зайцев не настоящий старовер.  Впал он в грех пьянства, но акцент в этом событии Данилой делается не на своем грехе, а на его причинах. Причиной тому явился, видите ли, некий «еврей», который разводил спирт и спаивал Данилу. Но не тут-то было…В бывшем ему видении получает он чудное избавление от этой страсти. Красивая молодая женщина явилась ему и запретила пьянствовать, голос её Данила прекрасно услышал. Перед всеми он повторил ее слова, вспоминая это событие из своей жизни. Верующий человек, тем более старовер, дорожит откровением как собственной жизнью. Когда человек спивается, что только может не явиться ему… И, если уж действительно, Бог и в этом состоянии человека дает ему откровение, то об этом лучше всю жизнь благодарить Бога и молчать. Оказывается, что не только Данила слышит голоса. Другие члены его семьи также воспринимают голоса «сверху» и руководствуются ими. Так, по одному из откровений членов семьи, для спасения Зайцевы выбирают на жительство джунгли. На экране, насколько это возможно, показано их трудное перемещение на жительство в джунгли. И вспоминаются здесь слова, сказанные о Даниле: «вообще –то он умный, но за что не берется, все бросает».

       Показана и попытка Зайцевых переселиться в Россию. Похоже, что тоже по голосу свыше, они уже в России. На экране Зайцевы что-то делают, трудятся в живописных русских просторах. Но и здесь они не укореняются по причине обмана властей, как это следует понимать из текста, сопровождающего фильм.

       Просмотрев фильм, я сделал следующие выводы. Данил Терентьевич Зайцев – квази-старовер. Внешние атрибуты жизни Зайцевых отдаленно напоминают староверческие семьи. Но только отдаленно. Он, Данил, утерял тот образ жизни, которым жили его предки, стремящиеся уединяться от мира, сохранить веру и благочестие. И демонстрация двуперстного сложения пальцев руки – это ли главное в духовной и сакральной жизни человека? Он заводит себе вторую «жену», впадает в запой, со всеми, включая лиц высокого положения, находит контакт, чувствуя себя, как рыба в воде, в этом современном мире. Голоса и видения направляют его действия и решения. По фильму понятно, что Данил от природы своей имеет неплохие способности, и то, что книга его получила премию в России – одно из свидетельств этого утверждения. Но и Л.Н. Толстой был не менее талантлив на литературном поприще, чем наш Данила, но в духовном поприще окончательно заблудился. В одном эпизоде просмотренного фильма некто спрашивает Данилу: «А не говорили ли вам, что вы похожи на Толстого: борода и др…» Была пауза. Данил молчал в нерешимости, но потом ответил: «Да, ну что-то такое было, но он грамотный, а я неграмотный…» Не знаю, кто задал этот вопрос и почему Зайцев так долго молчал, но я задал бы Даниле этот же вопрос, слегка сместив акценты от бороды и литературы к религии, имея в виду духовную основы жизни Зайцевых.

       Фильм сделан талантливо, хорошо. Единственное, что можно сказать критического в адрес режиссера, то это название: «Спасение», которое уводит от существа темы, если понимать слово это в христианском, духовном смысле. Если же понимать это слово в бытовом, приниженном смысле (спасают пожарники от огня, спасает милиция от грабежей), то это еще более или менее. Но лучше уж тогда точнее обозначить тему: «Выживание или имитация спасения»

                                                       

Протоиерей Георгий Троицкий

 

К 10-летию интронизации Патриарха

 Московского и всея Руси Кирилла.

       1 февраля 2009 года в Москве в храме Христа Спасителя прошла интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Возведение на патриарший престол, совершаемое во время Божественной литургии, — эпохальное событие в жизни Православной Церкви, поэтому всегда отличается особой торжественностью. Новоизбранного Патриарха приветствовали праздничным перезвоном колоколов со всех пяти колоколен храма Христа Спасителя. У входа в храм Патриарха встретили два старших священника и мирянин с хлебом-солью. А на самой торжественной литургии присутствовали около 4 тысяч человек.

       Каждая годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отмечается Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ритуал принятия самого высшего церковного сана дошел до наших дней с древних веков, претерпев лишь незначительные изменения. В церемонию входит возведение избранного Патриарха на Горнее место в алтаре (горнее — (слав.) «высокое», место в алтаре между престолом и восточной стеной). При этом митрополиты трижды возглашают: «Аксиос!», что в переводе с греческого означает «Достоин!». Литургия начинается обычным архиерейским чином, а завершается патриаршим: первую часть службы нареченный Патриарх совершает как митрополит в голубой мантии, а завершает в зеленой патриаршей мантии как предстоятель Церкви. День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — 1 февраля — ежегодный праздник Русской Православной Церкви, наравне с Днем тезоименитства (именин) Святейшего Патриарха Кирилла, который отмечается 24 мая в День памяти Кирилла и Мефодия, просветителей славян

(по материалам сайта «Календарь»)

 

Церковь – будущее для молодежи.

       28 января в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась международная конференция «Перспективы и возможности развития Всецерковного православного молодежного движения (ВПМД)» под председательством протоиерея Кирилла Сладкова.

       Молодежь – наше будущее. Это выражение хорошо знакомо каждому. На кого, если не на молодое поколение, возлагать надежды? Нынешние ученики, студенты, стажеры уже завтра должны стать профессионалами своего дела и продолжить работу на благо стране и ближним. Но наше «завтра» зависит именно от того, где, с кем и чем занята молодежь.

       Синодальный отдел Русской Православной церкви по делам молодежи ведет колоссальную работу по организации досуга, реализации смелых и современных проектов. На конференции прозвучали интересные доклады представителей различных епархий со всех уголков нашей страны об организации молодежных движений, объединении разрозненный молодежных приходских активов, разработке долгосрочных целевых программ.

       Открывая работу конференции, с докладом выступил исполняющий обязанности Председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви протоиерей Кирилл Сладков. «Православная молодежь со всеми спектрами своей работы, будь то спорт, или театр, или образовательное направление, или добровольчество — все должно стать единым целым», — подчеркнул отец Кирилл.

                      

Читайте продолжение в следующем номере

 

 

 

      

Настоятель протоиерей Георгий

Под общей редакцией Протоиерея Георгия Троицкого

Адрес:141721, Мытищинский р-он с. Степаньково

 

 

 

 

 

 

 

Назад к списку