Задать вопрос

- комментарии отключены -

05 Февраль 2016

Татьяна спрашивает:
Уважаемый отец Георгий, скажите пожалуйста, как следует понимать фразу " научи мя оправданием Твоим", в 17 кафисме слово оправдание встречается очень часто, что оно означает? Спаси Господи.

о.Георгий отвечает:
Отвечая на часто задаваемый вопрос, счел полезным ответить более пространно для того, чтобы дать многим, изучающим Святое Писание, и заслуживающим этим похвалы, некоторые маленькие наметки для преодоления трудностей в понимании текстов Святого Писания. Как современный православный человек, столкнувшийся с трудностями понимания церковнославянского текста, пытается их преодолеть? Самый простой и доступный способ: сравнить читаемый текст Библии с параллельным текстом авторитетного перевода на русский язык, то есть с Синодальным перевод Библии, или обратиться к авторитетным церковно-славянским словарям, чтобы избежать неверного понимания слова и текста.
Фраза, предложенная для толкования или понимания, представляет собой стих, который с некоторыми вариациями повторяется в известном 118 Псалме. В чине панихиды стих 12 названного Псалма, с небольшим изменением , « Благославен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», используется как «запев» к тропарям и поется многократно. В названном Синодальном переводе все стихи, имеющие основой эту фразу, переведены как: «научи меня уставам Твоим». Мне очень и очень такой перевод не нравится. Здесь нет высокой точности языковой, нет стилистической красоты, которая свойственна 118 Псалму в оригинале, и кажется, что и не отвечает такой перевод духовной глубине. Хотя, конечно, стало понятно нам из этого перевода, что надо научиться соблюдать Закон Божий и это мы просим у Бога, чтобы Он нас научил. Для большего утверждения в понимании указанного словосочетания обратимся к полному Церковно-славянскому словарю, составленному еще до революции, протоиереем Григорием Дьяченко. Замечательный, добротный труд. Для слова «ПРАВДА» там предлагается такой перевод на русский язык: закон, законный поступок, добродетель, или совокупность добродетелей, оправдание грешника заслугами Христовыми. Вот последнее значение указанного перевода имеет самое точное и глубинное духовное выражение слова «правда» для нашего рассмотрения. Надо заметить, что смысловое значение слова «правда», на русском языке, совсем недалеко отстоит от церковно-славянского. Правда, суд, закон, истина… В этом смысле, суд выносит приговор «оправдать» человека, подозреваемого в каких-то преступлениях. Вспомним текст из Евангелия от Луки главы 18, который мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее. «Глаголю вам, яко сниде сей(мытарь) оправдан в дом свой паче онаго (фарисея)» Лк (18:14)… Нелепо бы было перевести на русский язык это так, что мытарь пошел в дом свой более наученный уставам Божьим, чем фарисей. И в том же Синодальном переводе сказано так: « Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот»… Хотя тогда еще не произошло то главное, что в полноте определяет духовную глубину и смысл: «научи мя оправданием Твоим», то есть Господь не совершил Свой Крестный подвиг, но покаяние сердечное тогда, и всегда, дает человеку возможность приблизиться к Богу, стать более праведным. Есть «правда» человеческая и есть ПРАВДА Божия. Суды земные выносят суд земной для человека, нарушившего законы, установленные в обществе, Суд Божий, который ждет всех при переходе в жизнь вечную, определяет место пребывания души человека в пакибытие. Поэтому возможно понять духовно указанное словосочетание как приближение к Богу путем соблюдения Закона Божия, Его святой Воли. Как происходит это научение Богом человека, изменение его жизни к праведной жизни – есть великая Тайна. И в этой Тайне Его Крестная Жертва имеет центральное, главенствующее место. Спасает Бог, но не без нашего участия. В научении не только Учитель «трудится», чтобы передать полезное ученику, но и ученик стремиться понять и воспринять это полезное в себе – это тоже труд. «Научи мя»- это значит дай мне истинно пережить и принять Твою Жертву за меня грешного, научи истинной духовности, сопротивлению греху и похотям мира сего. «{Господи}, научи меня исполнять волю Твою» Пс.(142:10)
Приведенный выше стих псалма 142, в какой-то степени, является тождественным, с точки зрения духовного понимания, словосочетания: «научи меня оправданием Твоим». Но мы здесь говорим не о переводе на русский язык, а о понимании смысла текста. Как показывает исторический опыт таких переводов, переводы с церковно-славянского языка на русский, с учетом высоты Святого Писания, удовлетворительно осуществить невозможно. Поэтому и было много замечательных и образованных православных людей на Руси, которые были противниками официальных переводов Библии на русский язык. В этом смысле, более правильно было бы иметь не перевод на русский язык Библии, а издать толкование на Библию, с учетом особенностей церковно-славянского языка. Такой грандиозный труд видимо непосильно было осуществить в едином времени. Поэтому теперь мы, для верного понимания, сложно-читаемых нами текстов книг Ветхого или Нового Заветов, прибегаем к дошедшим до нас толкованиям святых отцов Церкви.

23 Июнь 2015

николай малыгин спрашивает:
Уважаемый отец Георгий у меня вопрос. Что нужно делать, чтобы не было революции?

о.Георгий отвечает:
Чтобы не было у нас революции надо, чтобы народ наш стал духовным, жил с Богом, молился. Чтобы те дети, которые воспитывались в наших семьях: будущие инженеры, учителя, военные, министры, президенты и священники-все любили свою Родину, свой народ и умели различать, где добро, а где зло

11 Ноябрь 2014

Татьяна спрашивает:
Уважаемый отец Георгий большое спасибо за проведенную беседу о строительстве Храма Преподобного Сергия Радонежского на поле Куликовом. Материалы, которые Вы представили действительно уникальны. Читая "живые письма,живые свидетельства" проникаешься атмосферой давно минувших дней. Очень интересна история графа Олсуфьева и членов его семьи, история сбора средств на Храм, особенно запомнилось письмо женщины пожертвовавшей один рубль и попросившей помолиться за упокой души и за здравие ее родных и близких. Да, архивные материалы, это не книга, они свободны об субъективного взгляда автора. Наглядные реальные примеры, удорожание дров с 50 до 1000 рублей иллюстрируют инфляцию и бедственное экономическое положение страны нагляднее любой аналитической сводки, а то как долго шли 5000 рублей пожертвованных Царем, действительно очень напоминают современность. Глядя на Храм, возникал вопрос почему, в начале двадцатого века был выбран столь непривычный для данного временного отрезка архитектурный стиль, оказывается граф Олсуфьев тяготел к древнерусскому искусству. Какие прекрасные люди, образованные, имеющие титул, и горячо любящие свою веру, свое отечество, берегущие свою "русскость". Ведь и тогда было принято во всем заискивать перед Западом, придерживаться этикета, активно участвовать в светской жизни. Еще раз большое спасибо!

21 Апрель 2014

Татьяна спрашивает:
Большое спасибо за ответ!

11 Апрель 2014

Татьяна спрашивает:
Уважаемый отец Георгий большое спасибо за ответ. Скажите пожалуйста, что значат следующие слова Святого Евангелия : "А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почитать отца своего или мать свою..."?

о.Георгий отвечает:
Ваш вопрос относится к тексту Евангелия от Матфея из главы 15, который практически повторяется, с небольшими изменениями, Евангелистом Марком в главе 7. И тот и другой Евангелист начинают повествование в названных главах о том, как фарисеи, ссылаясь на предание старцев, укоряли и обличали учеников Господа нашего Иисуса Христа за то, что те ели хлеб неумытыми руками. Духовный смысл прочитанного текста Мф (15:1-9), Мк (7:1-13) выявляется в ответе фарисеям Самого Спасителя, Который обличает их ложное благочестие, прикрытое преданием старцев, но, на самом деле, имеющее свои корыстные цели. Господь называет их прямо лицемерами и, чтобы каждому было понятно, что они правды Божьей не творят, приводит слова из книги пророка Исаии, в которых чрезмерная ревность евреев к преданиям называется «человеческим учением и человеческой заповедью, которая отменяет Заповедь Божию». И действительно немало можно найти в Ветхом Завете примеров «расхождения» между преданием и Законом. Одним из таких примеров является тот, о котором мы узнаем от Самого Спасителя, прочитав названный текст Мф (15:3-9), Мк (7: 10-13). Закон Божий не обязывал евреев умывать руки до локтей перед принятием пищи, но Закон обязывал каждого иудея почитать родителей своих, а значит любить их и помогать им в старости. Фарисеи же научали, что превыше всего «корван», то есть дар Богу. Если кто принес дар Богу, то этого вполне достаточно. Бог знает Сам, как распорядиться казнохранилищем в храме. Тем самым фарисеи и книжники учили, что дети ничего не обязаны давать родителям. И часто случалось, что у иных родители под старость оставались без пропитания. Так же книжники и фарисеи учили поступать и с заимодавцами. Если кто-то давал взаймы деньги, а должник оказывался неспособным вернуть ему долг, то последний говорил человеку, давшему ему в долг: «То, что я тебе должен – корван, то есть дар, посвященный Богу» Иначе, получивший помощь через человека, становится должником Божьим, и непременно отдаст этот долг. Но кому? Не Богу или тому, кто ему помог, но книжникам и фарисеям. Блаженный Феофилакт Болгарский так говорит о мотивах любви фарисеев к поучениям человеческим. «Обольщая, таким образом, детей и, убеждая их посвящать Богу из своего имения, фарисеи через это заставляли их пренебрегать родителями, и посвященное Богу поглощали сами. Это-то Господь и ставит им в вину, что они ради корысти преступают Закон Божий»

19 Февраль 2014

Татьяна спрашивает:
Уважаемый отец Георгий, скажите пожалуйста в чем заключается духовная сторона поста? В чем необходимо себя ограничить?

о.Георгий отвечает:
Уважаемая Татьяна, прошу прощения за задержку с ответом, вызванную техническими причинами.
Великий пост благоприятное время для духовного возрождения и восхождения каждого христианина. В этом, собственно, без всякой богословской мудрости, духовный смысл поста. Другой вопрос: « Что такое духовность?» И чтобы нам много не говорить, обратимся к истинно богословской глубине. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» - так замечательно просто, глубоко изложил цель нашей христианской жизни преподобный Серафим Саровский. Духовный тот человек, кто стремиться очистить себя от грехов, чтобы принять Духа Святого. И все христиане, живущие церковной, духовной жизнью прекрасно ощущают на себе, что особенно Великий Пост, который мы посвящаем Воскресшему Спасителю нашему, есть маленькая реальная ступень на пути нашего духовного восхождения и возрождения. «Стяжи» - это означает: пожелай, потрудись, для того, чтобы ограничить себя от всего вредного и научись принять благодать Божию, которую Пострадавший за всех нас и Воскресший Христос дарует всем чадам Церкви. И здесь надо просто быть последовательным и верным тем обетам, которые мы даем в Святом Крещении. А они символически изображены и формулой самого Таинства, такой же простой и глубокой. Погружаемся мы в воду при Крещении, дабы умереть вместе со Христом для мира сего, для грехов, оскверняющих нас и нашу жизнь. И воздвигаемся из воды для того, чтобы вместе со Христом Воскреснуть в жизнь Вечную. И на крещаемого одевают, на перси его, крест, как победное знамя над смертью вечной. Умираем и Воскресаем – вот и все, вся мудрость. Другое дело, что нам сложно умирать для мира сего, особенно тем, кто полюбил ценности мира сего. Кто привык хорошо одеваться, сладко питаться, наслаждаться телесными ощущениями комфорта, взбадривать психику свою страстями. Поэтому среди ограничений в Великом посту должны быть те, которые врачуют, удерживают нашу душу от тех или иных привязанностей и страстей, которые мы, в силу своей культурной среды, характера и воспитания приобрели. Преподобный Иоанн Лествечник показывает всем христианам путь такого духовного восхождения как монашествующим, так и мирянам. И первая ступень такого восхождения – есть отречение от мира сего. Не подумай, христианин, что это сказано только для монахов. Это сказано всем, кто Крещен во Имя Господа нашего Иисуса Христа. И отрекаться, само собой, надо не от своих обязанностей семейных, профессиональных, гражданских и других, которые мы несем в миру, а от своих привязанностей к мирским ценностям и губительным страстям. Научиться нам надо умирать для греховной сущности мира сего. И это нам будет возможно сделать, если мы отдадимся сердцем и душою Спасителю нашему и, как утверждаем вслух, в чине оглашенных, при Таинстве Крещения, «сочетаваемся Христу». Сочетаваться Христу – это значит, что все мысли свои, все поступки свои мы должны всегда очищать памятью о Пострадавшем на Кресте за нас и о Воскресшем ради нас Господа нашего Иисуса Христа, Который всем нам христианам сказал: «Возьми крест свой и следуй за Мной»
Поэтому вся наша, порой, скромная аскетика : ограничение в пищи, в греховных навыках и мыслях, молитвенное правило, исповедь и принятие других Таинств Церкви имеют одну цель- наше духовное восхождение, духовное соединение со Христом.

30 Январь 2014

Татьяна спрашивает:
Большое спасибо за ответ, как раз на этот самый "спектакль" ( "Идеальный муж") и попали. Мы даже понятия не имели что это за действо... Это уже потом, придя домой мы узнали из интернета, что это за безобразие. Но зал был полон, было много молодежи. Актеры самозабвенно исполняли свои роли, в отличии от остальных работников театра, пожилые гардеробщицы и билетерши виновато пожимали плечами и прятали взгляд.

28 Январь 2014

Татьяна спрашивает:
Добрый день уважаемый отец Георгий, мы с мужем вчера по ошибке ( я перепутала даты) попали на совершенно отвратительный спектакль. Там много было ненормативной лексики и всего прочего ... , но что самое ужасное там были откровенно кощунственные и Богохульственные сцены. Со спектакля мы, конечно, ушли, но остается вопрос как реагировать? Может обратиться с письмом с Министерство культуры, о запрете показа этого "спектакля"? Подскажите пожалуйста, как поступить.

о.Георгий отвечает:
Уважаемая Татьяна,
Совершенно недопустимо никак не реагировать нам, людям православным, на такие социальные «выбросы», с которыми все чаще приходится сегодня нам встречаться. Грех всегда – это незаконное действие , но и бездействие, порой, как в указанной ситуации, есть еще больший грех. Поэтому ваш уход с кощунственного спектакля и ваше обращение на православный сайт прихода – уже есть действие, нормальное и правильное, с точки зрения верующего человека. Единственное, что еще вам надо сделать - это назвать нам театр и спектакль, который вызвал у вас возмущение, чтобы и мы, люди верующие, не «вляпались» в эту нечистоту. Но другой вопрос, весьма тяжелый, что же нам верующим людям делать для того, чтобы сопротивляться сегодня растлению нашего народа и детей. Ведь примеров аналогичного производства «гнилых нравственных продуктов» для россиян и беспредельного кощунства очень много. В конце того года Дмитрий Энтео со своими товарищами прервал кощунственный спектакль в центре Москвы в знаменитом МХАТе. Спектакль назывался «Идеальный муж». Охрана театра, выполняя свои функции, взяла православного миссионера под стражу. Дмитрий со своими товарищами подали, кстати, в отделение полиции Тверского района Москвы заявление на предмет о проверке законности постановки спектакля «Идеальный муж» в МХАТе. Не знаю, чем все это дело закончилось. Но к обсуждению этой темы были привлечены авторитетные люди, в том числе, протоиереи Всеволод Чаплин, Артемий Владимиров, которые назвали вещи своими именами, и их мнение по этому вопросу вы можете прочитать на соответствующих сайтах. Я думаю, что нам, людям верующим, нужно находить приемлемые и эффективные пути для того, чтобы остановить беспредел тех наших сограждан, кому надоело жить по- Божьему Закону, нормальной нравственной жизнью. И здесь, думается, не обойдешься без требования верующих включать в законы страны положения, ограждающие верующих от дискриминации и оскорбления их религиозных чувств. Здесь нам возможно не помешает и поучиться у верующих других конфессий, например, католиков, в странах проживания которых, процесс глобализации и вытеснения из жизни религиозного мировоззрения начался гораздо раньше, чем у нас в России. В связи с чем, они накопили немалый опыт борьбы конституционным путем за ограждение религиозного мировоззрения сограждан в условиях секуляризации общества.

14 Январь 2014

Татьяна спрашивает:
Добрый вечер уважаемый отец Георгий, как следует понимать слова " никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" ?

о.Георгий отвечает:
Уважаемая Татьяна,
Жизнь истинная, христианская, спасительная невозможна без постоянного восхождения от мировоззрения плотского к духовному, от внешнего к внутреннему. Жизнь спасительная – это постоянная борьба со своими грехами и страстями. И такая жизнь возможно только путем следования за Христом. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» Деян.(4:12). Поэтому тот, кто не имеет решимости пойти за Христом, изменить свою жизнь, прикрываясь, часто, «благовидными» причинами: необходимостью трудиться ради ближних своих («возложивший руку свою на плуг» ) Лк.( 9:62), исполнить человеческий долг перед ближними ( «проститься с домашними») Лк (9:61) и перед родителями («похоронить отца») Лк.(9:59) - тот не способен преодолеть болезнь поврежденной человеческой природы и, по словам Спасителя , «не благонадежен для Царства Божия» Лк (9:62). Такой человек вытесняет Бога из жизни своей человеком. Такой человек «озирается назад» Лк.(9:62), дабы укрепить себя в сознании того, что главным источником достигнутых благ являются плоды трудов, полученные им самим и родителями его. Ну и, конечно же, в прошедшую жизнь свою вглядывается такой человек для того, чтобы в памяти своей восстановить прожитые дни и полюбоваться той жизнью с её изгибами и изломами, которая оставила немало отметин в душе его. Но, занимаясь всем этим, мы не следуем за Христом, не движемся по спасительному пути, так как наши силы, чувства и мысли отданы земным привязанностям и делам, тем, которые есть и грядут, и тем, которые были. А всегда надо помнить нам слова апостола Петра: « Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»

29 Октябрь 2013

Татьяна спрашивает:
Уважаемый отец Георгий, большое Вам спасибо за ответ. Скажите пожалуйста, с чего следует начинать православное воспитание детей? Как научить их молиться?

о.Георгий отвечает:
Уважаемая Татьяна,
У всех детей имеется исключительное свойство подражать взрослым. Поэтому в процессе, который мы называем воспитанием, очень многое зависит от того «климата» и тех семейных навыков, которые существуют в конкретной семье. Если в семье родители, дедушка и бабушка молятся утром, вечером перед едой и – после, а по праздникам и воскресеньям ходят в храм, для участия в Божественной литургии и других церковных службах то, нет сомнений, что маленькие дети будут стремиться подражать взрослым, и не будет никакой проблемы научить их основам духовной жизни. И, наоборот, там, где все члены семьи имеют устойчивые навыки жить с миром сем: смотреть все телевизионные передачи подряд, много посвящать времени для обсуждения никчемных и пустых тем и «героев» нашего времени, стремиться иметь и приобрести все блага мира сего, то, в этом случае, заложить и развить навыки духовной жизни детей бывает весьма трудно. Поэтому всегда, имея желание привести детей своих к Богу, надо начинать с себя, то есть с тех, кому Бог дал счастливую и ответственную миссию отвечать за детей. В этом смысле, настоящий воспитатель тот, кто сам себя непрестанно воспитывает. Надо это всегда помнить.
Дети моего поколения были лишены возможности ходить в храм Божий – да и их, практически, не было в ту пору. Но большинство детей военного и послевоенного поколения имели навык молитвы, который они приобретали от своих родителей, усиленно молящихся в трудные годы испытаний семьи и страны. И, чаще всего, родители не учили специально молитве своих детей, но только сами молились, так как боялись соседей. Да именно соседей, по их доносу совершались аресты и приходили в семью беды. Младенец слышал или иногда видел молящуюся мать или бабушку – и этого было достаточно для него, чтобы понять, что мама или бабушка разговаривают с Богом.
Поэтому, прежде всего, в желании и стремлении научить детей жить духовно, надо родителям и всем взрослым в семье внимательно посмотреть на свою личность и свой образ жизни. Печально наблюдать, когда родители, имеющие уже взрослых детей, в стремлении привести их к Богу, применяют буквально «духовную агрессию», ищут виновного в лице невестки или зятя, выставляют им свои требования. А, ведь, надо самим молиться и просить у Бога прощения за то, что в раннем возрасте мы лишили своих детей церкви и духовной жизни, а недавно, воцерковившись сами, подумали, что мы спасены, а дети наши гибнут. « Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся» - не будем забывать простую и глубокую истину цели христианской жизни. Для тех, кто стремиться так жить, Бог Сам подскажет как лучше помогать детям в их молитве. Полезно совершать общую молитву перед вкушением пищи всей семьей, а, может быть, и утром, и вечером при совместном исполнении правила. Посещение Богослужений с детьми также должно стать практикой семейной жизни. Работайте над собой духовно, стремитесь приблизиться к Богу, а уж Бог не оставит ваших детей.