Задать вопрос

  
22 Октябрь 2013

Татьяна спрашивает:
Уважаемый отец Георгий, меня очень волнует вопрос может ли человек радоваться, зная, что где то страдают брошенные дети. Недавно мы посмотрели фильм " Форпост" ,там были показаны детки с такими страшными заболеваниями, которых оставили родители, они так мучаются, почему так происходит?

о.Георгий отвечает:
Уважаемая Татьяна,
Радость- это благодатное состоянии души, которое трудно передать : изобразить или описать. Слово радость, воистину Евангельское слово. Оно встречается в текстах Новозаветных множество раз. И Архангел Гавриил, благовествующий Деве Марии, молвил Ей : «Радуйся!». И Она, Пречистая, всю жизнь земную прожила с этой радостью. И познала Она и приняла те скорби великие, которыми надлежало Ей Спасать род человеческий, гибнущий во грехах. Но Радость Христова, духовная, никогда не оставляла Пречистую Богородицу, потому что Она, по смирению Своему, стяжала дары Божие: Веру, Надежду и Любовь, которыми побеждаются враги внешние и внутренние. Как же и нам не следовать за Пречистой и за святыми Угодниками Божьими, которые пребывали всегда в радости духовной! Как нам и для чего исключить из жизни своей духовную радость, которая есть проявление истинной Христовой любви! По вашему мнению, причиной этому может быть то обстоятельство, что есть в жизни нашей земной скорби и есть страдающие дети. Это нелепица! Это мирское мудрование! Другое дело, что мы не умеем радоваться духовно и не различаем, где радость и веселье языческого характера, а где радость духовная, Христова. Радоваться деградации человека, видя как страдают тяжело- больные дети, от которых отрекаются родители, конечно, это безумие. Но лучше радоваться той любви, тому смирению и бесконечному терпению, которое проявляют те родители, которые, несмотря на все медицинские препоны, оставили жить и взяли своих, совсем тяжелых рожденных, лишенных жизненной силы, детей. И не только взяли, но и многие годы ночами и днями жертвовали своим здоровьем, своей работой, своим покоем. А потом, через лет пятнадцать, стояли у гроба своего любимого чада в слезах, в тихой духовной скорби и радости… Да, радости! И благодарили Бога, что Он им даровал такое дитя, живя с которым они приблизились к Богу, прикоснулись к Неизреченному Свету. И хорошо, когда мы, наблюдая жизнь таких людей, поучаясь у них радостному состоянию души, стараемся, чем можем помочь таковым: молитвою, хозяйственными делами, сочувствием и соучастием. «Радуйтесь и веселитесь , ибо велика ваша награда на небесах» Мф (5: 12).



30 Май 2011

Леонид спрашивает:
О дачных работах в воскресенье.
Можно ли выполнять легкие работы на даче по воскресеньям? Внимание: речь (1) не о идти ли в храм в воскресенье или ехать на дачу (т.е. выбор не между храмом и дачей, а между дачей и домом, магазином, телевизором) (2) именно о легких работах - допустим, полив, прополка, сбор урожая, а не о перекопке всего участка, пятичасовом сборке ягод на солнцепеке или стоительстве дома. С одной стороны, есть заповедь о седьмом дне, с другой, почему (по факту) мы ходим по воскресеньям в магазин, кино, гуляем - чем это лучше работы на даче (точнее говоря, отдыха на даче)?

О.Георгий отвечает:
Уважаемый Леонид,
О работе в воскресные и праздничные дни можно сказать следующее. Искать аргументацию в том, что лучше сделать в воскресенье: идти в магазин или в кино, или поработать на огороде – поддаться лукавому. Конечно же, обязательно надо стремиться быть в воскресенье в храме и участвовать в богослужении. Есть, правда, такие обстоятельства, которые заставляют человека ради ближнего ( тяжело болящих и др.) . производить в воскресенье, порой, неприятную и тяжелую работу с утра до вечера. Но такой труд благодатный и перед Богом не пройдет не замеченным . Впрочем, знаю людей, которые по скоротечности нашего лета и, за неимением времени, совмещают работу в огороде с воскресным посещением храма. С утра встал рано, полил огород, вычитал молитвы ко святому причастию – и на богослужение. После Богослужения - небольшой отдых, а вечерком – в огород. И видимо это Бог принимает, так как дает силы уже не молодому и больному человеку иметь такую активность.

30 Май 2011

Леонид спрашивает:
О годовом круге Евангельского чтения.
Почему начиная с Пасхи читают Деяния, ведь они открываются Вознесением? Напрашивается начинать читать Деяния в день Вознесения.
Более общий вопрос - как наиболее тесным образом согласовать домашнее чтение Нового Завета с годовым богослужебным кругом? По-моему, отрывки в храме читаются в разнобой, а всё-таки хочется читать последовательно (по крайней мере, дома) - хорошо бы дома читать так, чтобы наиболее близко совпадало с чтением в храме.

О.Георгий отвечает:
Уважаемый Леонид,
Первое, что мы должны знать- это то, что многое вошедшее в богослужение и веками существующее в Церкви нашей – это плод работы Святого Духа, вместивший в себя Святое Предание и Святое Писание. Святые отцы, составители Божественной литургии, не умом и логикой человеческой руководствовались в созидании духовной основы церковного богослужения. Можем мы, конечно, попытаться объяснить логически некоторые моменты того, что заложено в богослужении. Иногда это дает положительный результат, но иногда его можно и не получить. Наша мудрость – не мудрость святых отцов. Что касается предмета вопроса о годовом круге Евангельских чтений, то точнее, ваш вопрос касается чтений, так называемого, Апостола, богослужебной книги, которая содержит в себе: 1 Деяния святых Апостолов, 2. семь соборных посланий ( Ап. Иакова, Петра, Иоанна, Иуды) ,3. Четырнадцать посланий св. Апостола Павла и, иногда, Апокалипсис Иоанна Богослова. Хронологически Деяние, действительно, начинается с момента, который имеет отношение к явлению и празднику Вознесения Господня. Но главным событием, с очевидной силой свидетельствующей не только о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, но и исполнении главного Его обетования, схождения Святого Духа – явился День Пятидесятницы, Святой Троицы. Народ Божий до этого богослужения в молитвах своих не призывает Святого Духа, не потому, что Его нет, но потому, что по смирению своему он переживает вместе с учениками и апостолами то время, когда приходилось молитвенно терпеть и ждать этого события. Господь 40 дней до Вознесения Своего появлялся на земле перед многими учениками, апостолами, женами, чтобы укрепить их веру в Воскресшего Господа. Но перед тем, как Вознестись на небеса, Он, отклоняя их вопрос о сроках Царства Своего, повелевает им в молитвенном пребывании ждать в Иерусалиме дня сошествия обетованного им Духа Святого. И поэтому в день Пасхи читается первые строки Деяний, из 1-ой главы, заметим, стихи 1-8. Здесь важно услышать нам об этом повелении Господа, и о Его обетовании. Заметим, что на Вознесение Господне читается то же зачало Деяний, но включая и стихи, в которых говорится о Его Вознесении. ( 1-12).
О том, как лучше построить келейное (домашнее) чтение Нового Завета -можно порекомендовать регулярное последовательное чтение по Евангелистам. Вначале, допустим, читаем Евангелиста Матфея, затем -Марка, затем - Луки и - Иоанна. Объем чтений определяем сами, по нашим силам и возможностям. Хорошо для многих людей, начинающих жить духовной жизнью, а значит, принимающих участие в церковных службах, перед службой прочитать то Евангелие и Апостольские чтения, которые будут читаться в храме. Апостол также можно читать дома в последовательности, изложенной в Апостоле.

30 Май 2011

Леонид спрашивает:
Как сочетать профессиональную деятельность с христианскими заповедями?
Мой работодатель от меня ожидает, что я буду требовательным к подчиненным, превозносящим достоинства своей компании перед клиентами, находящим возможности выставить цену повыше, "конструктивным" (т.е. дипломатично-изворотливым), красноречивым. А по-христиански я должен быть человеколюбивым, кротким, смиренным, нестяжательным, честным, молчаливым. Как это всё сочетать?

О.Георгий отвечает:
Уважаемый Леонид,
Если работодатель живет по языческим законам, то эта проблема почти неразрешимая. Почти, но не совсем. Некогда Император Константин, будучи язычником, увидел, что так называемые, христиане, исключительно честные, обязательные и трудолюбивые люди, почему и ставил их на самые важные работы и посты, а затем и сам стал христианином. Это было, правда, на заре христианской веры, которую так возвеличил и законодательно укрепил Император Константин. Но и тогда и сейчас, самое главное, нам стать и быть истинными христианами, не обрядовыми или внешними, но живущими ( в том числе и работающими) по евангельским заповедям.
В наши времена проблема индивидуального характера, явившаяся причиной вопроса, заметно превращается в - глобальную, которая может быть сформулирована как проблема существования и выживания земной Церкви в условиях интенсивной секуляризации общества. Логически, математически и еще как угодно, она, эта проблема, не имеет решений, потому что нет ничего общего между Богом и мамоной. И здесь важно иметь такую духовность, которая позволила бы нам различать добро и зло в жизни нашей. Для кого-то из христиан окажется по силам и возможен подвиг жертвенный, связанный с решимостью разрыва с таким работодателем, который довлеет над нашей совестью и верой. Кто-то не сможет этого сделать по немощи своей. Кто –то же достигнет такого уровня духовности и силы, что своей жизнью работодателя- язычника приведет к вере. «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» Иак.(1:2)

26 Март 2011

Виктор спрашивает:
Можно ли передавать свечи во время богослужения? Тем самым отвлекая людей от богослужения?

О.Георгий отвечает:
Уважаемый Виктор,
Если мы обратимся к авторитетному источнику: «Наставление, как вести себя православному христианину в храме», помещенному в конце одной из самых читаемой на Руси богослужебной книги под названием «Часослов», то, к удивлению многих, не найдем там рекомендаций или указаний в отношении свечей за богослужением. О молитвах, о поклонах при различных службах в храме, объяснение многих важных моментов богослужения и многое другое,- но ничего нет там о том, как подобает христианину приносить свою жертву Богу в виде свечи. Задумаемся, почему же так? Ответ очевиден. Второстепенный вопрос – не требует разъяснений. Не было никаких вопросов о свечах в связи с тем, что в прежние времена, народ Божий участвовал в богослужениях, принимая все благодатные таинства Церкви. И не было такой практики «посещения» богослужений народом с единственной целью: поставить свечу: о здравии, и о упокоении. В богослужении участвуют, а не посещают его . Практика посещений богослужений –родилась в послереволюционное время, когда Бога «вытеснили» из своей жизни «человеком- тружеником». Так, что пионера, комсомольца, коммуниста или просто колхозника могли «заловить» при длительном пребывании в храме, и тогда могли быть самые тяжелые последствия для них. Что нам мешает исполнять основные правила христианского благочестия при участии нас в богослужениях ныне? Прийти в храм до начала богослужений, предварительно подготовившись молитвенно дома, приобрести и поставить свечи, помолившись у святых образов спокойно и сосредоточено. Нет и ныне социально- узаконенных запрещений или ограничений на участие человека в церковной жизни– чем и ценно наше сегодняшнее время. Что же или кто же , братья и сестры, мешает нам стать истинными чадами нашей Церкви, жить полнокровной духовной жизнью? Лень, гордыня, ценности мира сего, которыми мы так дорожим и ставим их на первое место. Поэтому в этом «безобидном» вопросе о свечах – вскрываются настоящие и глубокие проблемы нашего времени: о духовном возрождении нашего общества.
Чтобы все же ответить вопрошающему и «в букве» - сошлюсь на одно из многих существующих ныне наставлений для христианина, касающегося предмета вопроса:

«Если хотите поставить свечку приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу - пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.»

29 Август 2010

Наталья Медведева спрашивает:
Уважаемый отец Георгий, в материалах сайта я увидела,что планируется строительство часовни в деревне Новосельцево. Меня очень порадовала эта новость, потому что я живу в этом месте.Как скоро возможно возведение часовни?
Спасибо.

О.Георгий отвечает:
Уважаемая Наталия,
В настоящее время активом прихода прорабатывается возможность построения в Новосельцево часовни-храма во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Сказать сейчас определенно о возможных сроках построения таковой невозможно. Ранее, в 2001 году, вопрос этот прорабатывался довольно детально, нашлись благодетели, которые готовы были взять на себя основные затраты на возведение часовни-храма, было получено благословение Высокопреосвященного Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, на постройку её в Новосельцево. Однако же планы эти не были осуществлены.В ответе на вопрос почему – я бы во главу причин поставил иждивенческую, потребительскую закваску народа нашего, который в большей степени стал напоминать общество потребителей, а не народ Божий. Стремление людей к духовной жизни должно вооружать их и объединять на преодоление многих трудностей, которыми сопровождаются все этапы строительства храма в рамках современных законов.