Газета прихода выпуск №3 Март 2019 года

 

+

“Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая”

(Акафист Рождеству ПресвятыяБогородицы)

Поле Куликово

Информационный листок Православного прихода Храма Рождества Пресвятой Богородицы

с. Степанъково. Выпускается с ноября 2005г.

№ 3 март 2019 г

 

Неделя 3-я Великого поста – Крестопоклонная.

 

         Во имя Отца и Сына и Святого Духа!     

         Сегодня, дорогие братья и сестры, в Неделю третью Великого Поста Святая Церковь с народом Божьим поклоняется Честному и Животворящему Кресту Господню. Для этого Крест Господень выносится на воскресной утрени из Алтаря на середину храма, где пребывает в течение четвертой седмицы, включительно до пятницы. Чин поклонения Кресту по церковному Типикону совершаем мы в 3-ю неделю поста, а также в понедельник, среду и пяток четвертой седмицы. 

        «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое Воскресение Твое поем и славим!» Крест Господень – орудие нашего спасения, и все мы, православные христиане, давно это усвоили. С младенчества, после Крещения в святой купели, большинство из нас получает для ношения на персях изображения креста. На куполах храмов блестят на солнце православные кресты, в Алтаре за престолом возвышается Крест Господень, на могилах наших православных предков стоят кресты, извещающие о Воскресении и жизни вечной. Поэтому все мы с любовью ныне поклоняемся и лобызаем Крест Господень – символ истинной Христовой любви и орудие нашего спасения.  И сегодняшний Евангельский рассказ за Божественной литургией ( Евангелие от  Луки 9:23-27) подтверждает нам, что судьба наша связана от рождения до смерти с Крестом Господнем.  И эта связь предполагает не пассивное наше участие в нашем спасении. Это же мне и всем нам Господь говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет её».  Становится понятно, что для спасения нашего одного благочестивого поклонения Кресту и Его лобызания совсем недостаточно. Нужно наше соучастие в том спасительном и жертвенном Подвиге, который взял на Себя Сын Божий и Сын Человеческий.  Неужели мы, современные христиане, немощные духом и телом, способны перенести те страшные крестные страдания, которые претерпел за нас Господь? Подобно Апостолам и мученикам за Христа? Подобно благообразному разбойнику, распятому вместе с Ним? Нет, братья и сестры, Господь освободил нас от таких страданий. Мы – люди Нового Завета, христиане по благодати, дарованной Им всем тем, кто уверовал в Него. И чтобы воспользоваться этой благодатью, мы должны по Его слову, отречься от себя. Отречься от плотских пристрастий и ценностей мира сего, не бояться пожертвовать своим плотским человеком ради человека духовного. В нашей духовной борьбе нет крови, нет ужасных орудий испытаний и палачей, но есть титаническое напряжение человеческой души: психических, душевных и духовных сил. Для чего и нужна нам аскетическая жизнь - пост и молитва, способные напряжения эти сделать бальзамом для души, изменяющим жизнь нашу к праведному пути. 

       В таинственном явлении рождения и смерти человека, как во всей его земной жизни, Крест Господень играет исключительную роль. Напоминая нам всем о Воскресшем Спасителе, Он разделяет уже здесь, на земле, добро и зло, показывает всем нам путь нашего спасения. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку его со свекровью её. И враги человеку – домашние его» Мф (10:34-36). Крест Господень превращается в духовный Меч. Но заметим, братья и сестры, что не всегда в жизни нашей такое духовное разделение родных – от Бога. Гораздо чаще в жизни нашей, стараясь оправдать свою нелюбовь к ближним своим, свою неблагочестивую жизнь, мы ищем оправдание своей страстной жизни в духовном заблуждении своих родных, вспоминая евангельские слова: «И враги человеку – домашние его».                 

      Истинная любовь наша ко Христу и Кресту познается мерой нашего отречения от мира сего, мерой чистоты нашей души. Эта мера у каждого своя. Однако всем в стяжании этой любви бывает трудно справиться и расстаться, порой, с простыми плотскими страстями и греховными навыками, с мирскими привязанностями души, а, порой, и опытом внецерковной жизни.     

      Крест Господень сегодня в центре храма и в центре нашей души. Крест Господень ныне в нашем скромном духовном делании дает нам силу в победе над своим греховном человеком, силу в вере в Того, Кто добровольно взошел на него, пострадал, Воскрес и Вознесся на Небо и сел одесную Отца!

 

Настоятель протоиерей Георгий Троицкий

 

 

Памяти графа Юрия Александровича Олсуфьева.

 

        Каждый год, когда приближается дата празднования Дня Православной книги, установленная 25 декабря 2009 года Священным Синодом РПЦ и посвященная памятному дню выхода первой печатной книги в России, называемой «Апостол», и отмечаемая 14 марта, я всегда вспоминаю и о событии этого дня более позднего времени, произошедшем на так называемом Бутовском полигоне. 14 марта 1938 года вместе с другими соотечественниками был расстрелян граф Юрий Александрович Олсуфьев. Жизнь этого человека и его труды во славу нашего православного Отечества заслуживают самого внимательного изучения и распространения среди благодарных потомков русского духа.   

       Думается, что пришло время для прославления, для канонизации Юрия Александровича Олсуфьева, графа, художника, реставратора, хранителя русских памятников, собирателя русских древностей, замечательного патриота нашего православного Отечества. Обращаясь к его жизни, к его трудам в нашей приходской печати, мы уже рассказывали о той огромной работе, которую совершил граф по построению церкви преподобного Сергия на Куликовом поле. Не зря мы в своей печати восприняли от приснопамятного отца Анатолия Проскурни, бывшего настоятеля Донской церкви в Перловке, название нашей приходской газеты: «Поле Куликово» как символ возрождения новой России, живущей по заповедям и традициям наших русских предков. Среди них, конечно, особо мы почитаем преподобного Сергия Радонежского, благословившего русское воинство на победу с врагом отечества, распространившего и укрепившего весь север и северо-запад Руси духовным фундаментом своих учеников. Такие ревнители православия как граф Юрий Александрович Олсуфьев научают нас неравнодушному отношению к своей Отчизне, любви и жертвенному служению ей. Можно вспомнить основные вехи жизни Ю.А. Олсуфьева. Ниже мы приводим одну из публикаций, размещенную в интернет-ресурсе, чтобы читатель наш вспомнил основные события в жизни упоминаемого нам графа:   

       1878, 28 октября. — Родился в Санкт-Петербурге. Отец – А. В. Олсуфьев, генерал-адъютант, гофмаршал, начальник канцелярии императорской главной квартиры Александра III. Дед – граф В. Д. Олсуфьев. Мать — Екатерина Львовна Соллогуб (1847—1902).   

       Окончание юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Два года учебы на филологическом факультете. 

        1900 – 1909. — Посещение крупных европейских музеев.   

        1902. — Женитьба на графине Софье Владимировне Глебовой (1884—1943), внучке Николая Петровича Трубецкого. Проживание в имении Буйцы. Организация детского приюта для сорока девочек-сирот.         

        Член Общества сохранения памятников искусства в России. Председатель Тульского отделения Общества, член Тульской архивной комиссии. 

        1912 — 1914. — Издание шеститомника «Памятники искусства и старины Тульской губернии». 

        1917. — Отъезд из усадьбы в Буйцах после Февральской революции.  Посещение духовника в  Оптиной пустыни, переезд в Сергиев Посад. 

        1919, сентябрь – март 1920. — Заместитель председателя Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, главный хранитель ризницы Лавры.   

        1920, август. — Внештатный эксперт по древнерусской живописи и миниатюре Сергиевского историко-художественного музея. 

        1925. — Заведующий отделом «Эмали, скань, чернь, финифть, резьба по дереву, металлу и кости». 

        1927. — Член Правления музея. Один из основателей научной реставрации икон. 

        Сохранение по благословению Патриарха Тихона вместе с П.А. Флоренским мощей Сергия Радонежского. 

        1925. — Арест. Двухмесячное содержание в Бутырской тюрьме. 

        1928. — После предупреждения о предстоящем аресте переезд в Москву, работа в московских государственных реставрационных мастерских. 

        1934. — Глава секции реставрации древнерусской живописи в Третьяковской галерее.   

        Проживание семьи под Москвой.    

        1938, 24 января. — Арест.     

        1938, 7 марта. — Вынесение приговора к расстрелу.   

        1938, 14 марта. — Расстрелян Олсуфьев Юрий Александрович на Бутовском полигоне. 

        Надеемся, что наш читатель обнаружил отсутствие в выше представленной биографии Олсуфьева того периода времени, когда Юрий Александрович возглавил строительный комитет по возведению храма преп. Сергия на Поле Куликовом с 1907 по 1917 год. Собственно строительство храма началось позже, в 1913 году. Много интересных архивных документов мы рассмотрели тогда в связи с этим строительством в год празднования 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.  И это, конечно, был заметный вклад графа в историю нашего отечественного храмостроительства. 

        Стоит доныне на Поле Куликовом храм в честь преподобного Сергия, в нем служатся Божественные Литургии, соединяя судьбы многих наших русских предков с судьбой нынешней России, с нашими судьбами.

 

Настоятель протоиерей Георгий Троицкий

 

 

ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

Прошлое и настоящее.

 

       Вашему вниманию предлагается материал ко дню православной книги, посвященный выпуску ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, которая, без сомнений, может быть отнесена к литературе православной. Напомним, что первый том этой энциклопедии вышел в 2000 году, а в нынешнем 2019 году появился 52 том. Выпуск продолжается. Созданный тогда церковно-научный совет по изданию ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦЕКЛОПЕДИИ возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II. Выход в свет названного издания, на мой взгляд, является важной вехой в новейшей истории церкви и страны. 

         Следует отметить, что наши отечественные энциклопедии по различным отраслям знаний, выпускаемые и в советское время, представляют собой высококачественный, а порой, уникальный материал, составленный ведущими учеными и специалистами в той или иной области знаний.  Правда, исключением из списка областей знаний в недалеком прошлом страны была церковная тема, включающая вопросы богословские, истории церкви и все то, что связано с духовной жизнью народа.  Поэтому выход в свет ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ означает новый этап в жизни церкви и страны, когда церковная тематика получает равные возможности наряду с другими темами, нужными и полезными для страны и народа. Обращение к статьям этой энциклопедии позволяет увидеть в них хорошо разработанные темы по многим вопросам. Это богословские, исторические, библейские, канонические и другие церковные темы, рассматриваемые учеными и специалистами соответствующих направлений.  В галерее портретов и биографий, представленных в ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, читатель может познакомиться не только со святыми, прославленными в ранние христианские времена, или со святыми, недавно прославленными РПЦ, новомучениками и исповедниками Русской Церкви, но и с нашими современниками – архипастырями и церковными деятелями, живущими ныне, вносящими заметный вклад в развитие современной церкви. Так же в биографическую тематику энциклопедии включены не только прославленные лица, вносящие положительный вклад в дела церковного строительства и духовного окормления народа, но и те люди, чья роль не может быть признана положительной с точки зрения укрепления и развития РПЦ.  В ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ мы можем найти биографию и основные вехи жизни не только людей, имеющих отношение к Церкви, но и людей государственного масштаба, внесших свой вклад (положительный или отрицательный) в историю страны. Это государственные и военные деятели, писатели. 

        Кроме того, названная Энциклопедия дает читателю знания по различным странам мира. В статьях, посвященных различным государствам, дается не только краткая географическая или экономическая справка о стране, народе и языке, но и рассказывается о религиозной жизни населения, включая и историю религии со статистическими данными, достоверными и полными. 

        Хочется напомнить многим современникам, что у нас есть этот капитальный и выверенный материал по истории не только церкви, нашей страны, но и всего мира.         

        Все, описанное выше, я хотел бы подтвердить примером из своего небольшого опыта работы с ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ. 

        Среди иерархов РПЦ до революции был Анастасий (Грибановский), о котором я ранее рассказывал в своих материалах к приходской газете по изучению истории Мытищинского благочиния. Именно он, будучи Викарным епископом в Московской епархии, освящал обновленный придел в Троицкой церкви Троицкого – Шереметьево в 1911г, и служил однажды на праздничный день Божественную литургию в храме села Марфина. Короткая запись в клировых документах архивного документа называла его только по имени: Епископ Анастасий. Обращение к его жизненному пути от Тамбова до Америки, изложенном во втором томе названной энциклопедии (с. 237 - 239) позволило уяснить ту роль и то значение, которые оказывал владыка Анастасий (Грибановский) на русскую зарубежную церковь, явившись одним из её лидеров. Проясняется и его позиция к РПЦ. При всех своих достоинствах и талантах владыка Анастасий не смог положительным образом использовать эти дары, удалившись от Церкви Московского Патриархата и, как следствие этого, возлагая надежду о возрождении Русской Церкви на людей сомнительных, исповедующих нацистскую идеологию (Гитлер). Кстати, персоне Гитлера ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ также уделяет внимание. В XI томе энциклопедии на с.523-528 имеется статья: ГИТЛЕР. 

        Много есть в ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ статей, посвященных священномученикам и исповедникам Церкви Русской. 

        В XI томе на с.8-9 указанной Энциклопедии дано житие священномученика Георгия Извекова пресвитера. Обращался я к этой статье уважаемого мною источника в связи с теми исследованиями генеалогии духовного рода Извековых, которые были проведены нами по итогам работы в архиве г. Калуги в лето 2018 года. Хотелось больше и подробнее знать о судьбе этого замечательного человека. По завершении наших исследований подтвердилось высказанное ранее мною мнение о возможных неточностях в биографических данных в описании жизни и деятельности прославляемых ныне святых. Даже в таких строгих изданиях возможны биографические неточности. Но это дело исправимо и находится в наших рука, а точнее в нашем неравнодушном участии к тому процессу канонизации святых, который, видимо, будет еще продолжаться не один год. 

       В XII томе на с.652-666 ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ мы обнаруживаем статью об известном русском писателе Н.В. Гоголе. Статья очень подробно рассказывает о детстве и генеалогии рода писателя. Выходец из духовного сословия, Гоголь отличался живой верой и в своей жизни и творчестве стремился увидеть, утвердить в человеке образ Божий. Православный взгляд на жизнь и творчество писателя, пронизывающий все содержание статьи, дает читателю возможность глубже и точнее понять непростую судьбу Николая Васильевича Гоголя.   

       На Перловском (Джамгаровском) кладбище похоронен уже в наши дни архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген.  Большой гранитный крест в виде надгробья привлекает к себе внимание издалека. Чернёные цепи, прикрепленные к низким гранитным столбикам, ограничивают место захоронения, спускаясь до земли. На надгробье указаны даты рождения и смерти.  Архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген, Орехов Григорий Васильевич (1929-1980). Рядом с этим надгробием есть могилка, в которой, видимо, похоронен отец владыки, и есть на надгробье надпись Орехов Василий Павлович (1890-1972). В XVII томе ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ можно найти биографические подробности из жизни архиепископа Краснодарского Гермогена (Ермогена). Усопший архипастырь рано и неожиданно покинул сей мир, за месяц до этого отметив свое пятидесятилетие. Приехав в Москву по служебным делам 24 января, владыка неожиданно заболел, а 27 января скончался. Отпевали его в Богоявленском соборе Москвы по благословению Патриарха Пимена Архиепископ Талинский и Эстонский Алексей (Ридегер), Архиепископ Новосибирский Гедеон (Докукин) с другими архипастырями и духовенством московской и краснодарской епархий. Похоронен Архиепископ был на 1-ом участке Перловского кладбища на окраине Москвы, видимо, по той причине, что там было место захоронения его отца (1872 год). Его тело земле предал Архиепископ Гедеон (Докукин).

       Большая Православная Энциклопедия, о которой мы говорим ныне, имеет еще одну интересную особенность. Это наличие статей не только богословского содержания, но и религиозно-философского. Богословские статьи имеют такие названия, как Воскресение из мертвых, Воплощение, Спасение и др. В качестве примера статьи философского содержания приведем материал на тему ВРЕМЯ из тома IX на с. 517-530: ВРЕМЯ означает течение, длительность и последовательность событий. Оно есть условие существования конечных вещей и существ тварного мира. Согласно христианскому учению, Время, как творение Божие, подчинено домостроительству спасения и своими границами имеет начало и конец мира; в этом конечном временном интервале осуществляется земная история человечества. Время в его отношении к вечности составляет одну из тайн мироздания и остается для человеческого ума неразрешимой загадкой. Глубокая и содержательная статья. Удивительно, братья и сестры, и замечательно то, что в Божественной Литургии происходит чудо соединения между обычным временем и сакральным, что мы, служащие литургию, ощущаем в себе. Об этом названная статья говорит так: «Вместе с тем, согласно Священному Писанию, христианское богослужение не ограничивается рамками церковного молитвенного собрания: вся жизнь христианина является служением Богу (ср. Рим. 12.1), то есть во Христе разрыв между профанным Временем (повседневностью) и сакральным Временем оказывается преодоленным» (с.522). 

       Большая Православная Энциклопедия, рассказывая нам о прошлом и настоящем, с позиций православного мировоззрения, научает нас входить в будущее наше с терпением, смирением и верою в Промысел Божий. Воистину, православная книга!

 

Настоятель протоиерей Георгий Троицкий

 


Назад к списку