Газета прихода выпуск № (4-5) апрель-май 2019 года

 

+

“Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая”

(Акафист Рождеству ПресвятыяБогородицы)

Поле Куликово

Информационный листок Православного прихода Храма Рождества Пресвятой Богородицы

с. Степанъково. Выпускается с ноября 2005г.

(4-5) апрель-май 2019 г

 

         13 апреля 2019 года в Богородицерождественском храме произошло значимое событие. Наш храм посетил благочинный Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников. Благочинный протоиерей Димитрий и настоятель храма протоиерей Георгий отслужили Божественную литургию Иоанна Златоуста. Удивительное светлое чувство от совместной молитвы в день Похвалы Пресвятой Богородицы стало укреплением для прихожан на оставшемся поприще Великого поста.

Проповедь благочинного Мытищинского округа протоиерея Димитрия Оловянникова на литургии в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы.

         Человек со своей Божественной природой был сотворен для вечного блаженства. Как только сотворилось грехопадение, то блаженство человек может обрести только через спасение Божие. Спасение Божие есть основа нашей веры. Спасение Божие не происходит само по себе, здесь две составляющих: воли Бога и соединение воли человека. Когда человек пытается спастись без Бога, то никто и никогда по своей человеческой немощи этого не сделает. Волю Божию Иисус Христос открывает нам в своих словах.

         Воля человека может быть разной. Человек свободен в своем выборе между спасением и вечной смертью, жизнью с Богом или без. Если мы, являясь христианами, хотим Спасения, хотим счастья с Богом, мы должны сопоставить свою волю с волей Бога. Как же это сделать? Главным примером стала для нас Царица небесная, Пресвятая Дева Мария, которая по своему смирению приняла благословение Бога. «Се раба Господня, будет мне по слову твоему», - ответила Мария Ангелу-благовестителю, хотя его слова были противоестественны природе и человеческому разуму. Она свою волю полностью подчинила воле Божьей, вручила свою жизнь Богу. Только через такое смирение мы обретем Свободу от греха, болезней духа. Господь говорит: «Царство Божие внутри Вас есть». Царство Божие начинается не тогда, когда заканчивается эта земная жизнь, оно начинается здесь, в нашей душе. А если мы изгоняем Бога на земле, то сатана торжествует над нами уже здесь, в нашей земной жизни. Когда мы рассчитываем на свои ограниченные силы человеческие, то дуновение ада рядом с нами.

         В акафисте Божьей Матери мы читаем: «Радуйся, дверей райских отверзение».  Богородица -  наша надежда, но какие райские двери нам будут открыты за наши грехи? Но Матерь Божия как любящая своих детей, любых, молится о нас.

         Самый добрый для нас путь – это идти за ней, смотреть на Нее как на главный пример подчинения Божьей воле. Мы прославляем Деву Богородицу за то, что она не оставляет нас, у нас есть Она, к которой мы всегда можем обратиться, поплакать, и она утешит нас своей материнской любовью. Пресвятая Богородица, спаси нас!

 

Что вы ищете живого среди мертвых? Его здесь нет, Он воскрес! (Лк. 24)

         «Праздников праздник и торжество есть торжеств», - поем мы в Пасхальном каноне. Удивительный все-таки день – Пасха. Праздник Жизни всегда весной, всегда касается всего вокруг: сама природа своим пробуждение после долгого царства холода напоминает нам о нашей душе, которой тоже давно пора проснуться.

         С самого раннего детства предпасхальные дни были для меня чем-то особенным: обязательная уборка к празднику (помню, как бабушка убирала весь дом, тщательно протирала красный угол, приговаривая, что сам Господь скоро Воскреснет и мы должны быть готовы к встрече с Ним). Тогда будучи маленьким ребенком, умом я не до конца понимала суть происходящего, но всем сердцем чувствовала важность эти событий… Запах куличей с застывающей глазурью, до которой так хочется дотронуться пальчиком, тишина Великой Пятницы, когда в доме все слово замирало, Великая суббота с предвкушением Христова Воскресения, тихо доносящееся из алтаря «Воскресение Твое Христе Спасе» – все эти воспоминания с каждым годом, как ни странно, становятся все ближе и ярче. Теперь уже самой хочется сделать все, чтобы как можно дольше переживать их из года в год.

         Пасха – день, который касается всех. Будь верующие или неверующие, но практически у всех вымыты окна, куплены или приготовлены куличи, покрашены яйца. Каждую Великую субботу на освящении пасхальных яств можно увидеть настоящую выставку произведений искусства: с какой любовью украшена выпечка, собраны праздничные корзины. Безусловно, многие из этих людей придут в храм снова только через год, но ведь как важны хотя бы эти маленькие шаги навстречу Богу, может быть, именно они станут для многих светом, указывающим на Бога. Пасха для всех, Господь воскрес для каждого из нас, именно об этом говорит в Огласительном слове Иоанн Златоуст: «Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси…Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь»

                                                                          

Подольская Ольга

 

«РУССКАЯ ИСТОРИЯ СТРОИТСЯ ПАМЯТЬЮ О ПОБЕДАХ»

Беседа с историком и публицистом Николаем Лисовым.

 

Печатается по материалам сайта Православие.ру

Много это или мало – более 70 лет помнить о Победе в Великой Отечественной войне? А как помнили о судьбоносных для России победах наши предки, как выражали эту память? И случайно ли все важные в русской истории сражения приходятся на значимые церковные праздники?

Об исторической памяти народа и памяти истории, святых воинах и танках на Красной площади, о том, почему на Западе не хотят знать о наших победах, мы беседуем с историком и публицистом Николаем Николаевичем Лисовым.

– Николай Николаевич, каково значение празднования Дня Победы?

– В том, что с момента Победы прошло много лет и мы ее помним, – нет ничего удивительного. Если мы вглядимся, как строилась русская история и как строилась русская память – основа национального сознания, мы придем к выводу, что у нас все построено на памяти. Все посвящено победам. Мы разве когда-нибудь забывали Чудское озеро или Куликовскую битву? Не забывали. Этого не могло быть! Более того – чтобы победы вспоминать регулярно, были свои народные институты. Очень важные и существенные.

– Вы имеете в виду институты царской России?

– Не только в царской, но и в древней России.

– Что это были за институты?

Покров был воинским праздником. И в память о победе построен храм Покрова на Нерли

– Все значимые победы отмечали храмами и церковными праздниками. Например, 1164 год. Святой князь Андрей Боголюбский одерживает победу над Волжской Булгарией. В честь этого появляется праздник, которого не было ни у греков, ни в католической Европе, – праздник Покрова Божией Матери. Это теперь праздник Покрова по-иному воспринимается, оброс приметами: вот говорят, на Покров снег выпадает и прочее. Но первоначально это был воинский праздник. И в честь этого был построен знаменитый храм Покрова на Нерли. Чтобы мы не забыли. Чтобы некоторые люди не вопили, как сейчас: а что это вы спустя 70 лет вспоминаете Победу? Чтобы люди 800 лет эту победу помнили и каждый раз вспоминали, установлен праздник на Руси – Покрова Божий Матери. Один из красивейших.

– Николай Николаевич, но вы согласитесь, что не каждый человек, приезжающий во Владимирскую область…

– … об этом вспоминает. Или знает. А вот это наш грех! И ваш грех. Мой грех как историка, а ваш – как публициста и журналиста. Люди должны знать, что это за праздник. Еще есть и вина духовенства. С точки зрения духовного воспитания. Придешь в церковь практически на любой праздник – общие благочестивые слова. Хорошо, но расскажите о сути праздника! С чем он связан, как он возник. Как русская армия победила и в честь этого учредила память. Это общий недостаток. Но не все, конечно, так плохо.

Об Андрее Боголюбском, его празднике и храме много и хорошо написал покойный Николай Николаевич Воронин. Он был специалистом, историком. Изучал период становления Владимиро-Суздальской Руси.

– То есть каждый праздник в дореволюционной России отзывался в архитектуре?

– Не каждый праздник. Но вот проходит несколько веков. 1552 год. Поход на Казань Ивана Грозного. И к какому дню он приурочивает штурм Казани? К 1 октября. К празднику Покрова Божией Матери. В память о том, что когда-то князь Андрей Боголюбский ходил в Волжскую Булгарию, которая когда-то находилась на месте Казанского ханства.

– Но ведь штурмов Казани было несколько…

– Главный пришелся на 1 октября. И это важно. Царь во сне услышал звон московских праздничных колоколов. И он сказал: все, ребята, вставайте; пора штурмовать. И взяли Казань. И что Иван Грозный дальше делает? Он возвращается в Москву и строит Покровский собор на Красной площади. Вот вам День Победы! День Победы, мимо которого никак не пройдешь. Будешь идти и уткнешься в такой великолепный храм. И как все символично. Великолепный центральный Покровский шатер – и много разнообразных глав вокруг Покрова. Россия собирает вокруг себя, под свой шатер большие и малые народы и национальности. Это символ. Все это связано и с военной историей. А с другой стороны Красной площади стоит Казанский собор. А что такое Казанский собор? Князь Дмитрий Пожарский с Кузьмой Мининым выгнали поляков 22 октября по старому стилю, по новому – 4 ноября. Сейчас это День народного единства. Исторически это праздник освобождения Москвы от польско-литовских интервентов. И это освобождение было приурочено к празднику Казанской иконы Божией Матери. Такая цепочка от князя Андрея Боголюбского до Ивана Грозного, которую продолжили и дальше. Перекличка через Красную площадь – от Ивана Грозного с его Покровским собором в честь взятия Казани. А Дмитрий Пожарский уже под знаком иконы Казанской изгоняет врагов из Москвы. Вот они стоят – Дни Победы! Это лучше, чем танк «Армата».

– А еще храм Христа Спасителя.

– Правильно! Конечно! А где похоронен Михаил Кутузов?

– В Казанском соборе в Питере.

– И икона Казанской Божией Матери была при нем в походе. А Бородинскую битву приурочили к празднованию Владимирской иконы Божией Матери – 26 августа. А Владимирская икона в честь чего?

– Тамерлан ушел.

– Ушел. А храм Христа Спасителя… Открываем Минею и читаем: «Служба Рождества Христова. Воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и вместе с ними 20 народов». То есть каждый раз, когда мы в храме совершаем праздник Рождества Христова, мы одновременно молитвенно вспоминаем, как разгромили Наполеона и изгнали всех их из России. Победа, изгнание врага из России вновь увековечены в храме, празднике и молитве.

– Вторая мировая война. Сколько здесь таких, если можно так выразиться, совпадений в датах?

– А наступление под Москвой? 6 декабря (23 ноября ст. ст.) – день памяти святого Александра Невского. Александр Невский поскакал. Были даже плакаты такие: скачут впереди Александр Невский и Дмитрий Донской, ведут наши войска. Неслучайно месяцем раньше, 7 ноября, Сталин, стоя на мавзолее, призывал этих канонизированных и не канонизированных святых полководцев осенить своей доблестью и славой идущих на фронт защитников Москвы. Дни битв и побед могут сознательно подтягиваться к определенным именам, даже если об этом не сказано в военных приказах. Мы к ним взываем и побеждаем. Когда впереди наших танков скачет Александр Невский, тогда мы побеждаем.

– Тогда, если продолжить эту цепь рассуждений, сейчас не хватает храма в честь Победы в 1945 году. Если будет храм, это усилит общенародное значение Победы

– В известном смысле да. Церковь объявила, что 9 мая – это день поминовения всех павших за Родину. Это очень хорошо. Но если будет храм – это усилит общенародное значение Победы. Лужков молодец, что восстановил храм Христа Спасителя. Поэтому, когда нам говорят, что, мол, 70 лет прошло, а вы все парадами ходите, мы отвечаем: поэтому и ходим, что совершаем великий крестный ход в память войны. Мы сами, по учению святых отцов, – мы и есть «живые камни» Христова храма. Чеканный шаг воинских порядков – своеобразный престольный праздник пред священным Кремлем – алтарем Отечества.

– Акция «Бессмертный полк» имеет колоссальный успех. Даже если бы и был подобный храм.

– Это потрясающая акция. Память победы – это для нас память традиционная. Она у нас в крови. Начиная с Владимира Красного Солнышка до святого Александра Невского. Александр Невский начал свою битву в день памяти святого князя Владимира. Некоторые историки считают, что он и установил празднование, потому что мы не знаем, когда был канонизирован сам Владимир. Но к его памяти Невскую битву приурочил 20-летний Александр. Он спешил на битву. Помните, ему сказали: «Вот сейчас должна подойти суздальская дружина. Подождите. Вы значительно усилите войско». Александр Невский говорит: «Некогда!» И скачет, скачет. Ему важно успеть к 15 июля. Другое сражение: Дмитрий Донской не слышит призывов не торопиться, спешит за Дон – и успевает к празднику Рождества Богородицы. А потом – Рождественский монастырь в Москве. Первые насельницы – вдовы тех, кто погиб в Куликовском сражении.

– Николай Николаевич, известно, что День Победы в первые годы после войны так широко не отмечали. Вы помните, как набирал силу этот праздник?

– Мне было 20 лет, когда в 1965 году стали снова широко праздновать 9 мая. Мы думали, что снова появится Г. Жуков. Но на это Брежнев не решился. А ему предлагали.

– Почему не решился?

– Боялся. Они же все завидовали Жукову. Для народа он был слишком сильной фигурой. Собственно поэтому Хрущев и убрал Георгия Константиновича. Тот ему помогал Берию ликвидировать, громить антипартийную группу, а он «в благодарность» его тотчас и убрал. Зависть и конкуренция. Но важно другое: возвращение Дня Победы в 1965 году отвечало растущей в народе потребности возрождения патриотического сознания. Например, в следующем, 1966 году было создано Общество охраны памятников истории и культуры. Когда мы его создавали, нас называли фашистами и националистами. Говорили: зачем вам это? Ведь когда-то у нас сразу после революции отменили историю среди прочего. В университете ее не было. Недавно праздновали 80 лет истфака МГУ. В 1934 году ввели историю в школе. За семь лет до Великой Отечественной – у нас в школах историю не преподавали. Слишком сильным был гнет ленинско-марксистской элиты, которая считала, что слова «русский» вообще не должно быть. Не должно быть слова «Россия». Только интернационализм, только мировая революция. И лишь постепенно Россия приходила в себя. 1941–1945 годы – тут мы вдруг опять опомнились, что мы русские, что мы Россия. Что мы имеем свою великую историю и что мы не можем без нашей истории. А когда Сталин в 1943 году, в ночь на 4 сентября, встретился с тремя митрополитами, тогда стали понимать, что Россия и без Церкви не может. И когда в 1945 году мы одержим Победу, в том победном году поэт-фронтовик Алексей Недогонов скажет от имени всего фронтового поколения:

Я к храму шел боями славы
Сквозь Сталинград, сквозь ог
онь и дым,

И я оружьем добыл право
Пасть на колени перед ним.

Вот итог. Это была Победа. Не только над Гитлером и Германией, но и над внутренними врагами. Над пятой колонной, которая не разрешала русскому человеку молиться в русском храме. Постепенно народное сознание росло. Национальное созревание элиты привело к тому, что мы еще при коммунистической власти отпраздновали 1000-летие Крещения Руси.

– Но это было практически на излете советской власти.

– К этому все равно шли. В 1991 году День Победы вообще стал символом русского сопротивления разрушению традиций России. Искоренению из памяти великой эпохи, которая длилась 70 лет. 9 мая – это сегодня последний советский праздник.

– Который продолжает традиции всех других.

– В том-то и дело! Он впитал в себя все остальные.

– Некоторые полагают, что танки на Красной площади, самолеты над Красной площадью – это язык силы. И это чуть ли не радикальный жест, такое бряцание оружием. Николай Николаевич, каково ваше мнение?

– Это не бряцание оружием. Это и есть праздник защищенности России. Вернемся в прежние века. Посмотрите на икону святого Георгия Победоносца. Вы ведь помните, что он был великомученик?

– Помню.

– Подвигов военных не совершал. Разве кроме того, что змея одного прикончил. А, тем не менее, посмотрите, как его изображают. В латах, с мечом, с копьем. Хотя он мученик. Смотрим на другого святого – Димитрия Солунского, тоже великомученика. Какой он красивый! А наши первые святые – Борис и Глеб? Их убили просто.

– Один из убийц – повар обычный.

– В том-то и дело. Убил кухонным ножом – зарезал, как сказано в житии. А посмотрите, как их изображают: на конях, в броне, с копьями. Потому что они защитники. И наши казаки на Амуре в 1678 году их видели. Было видение. На конях, в броне, объезжающих русскую границу. Они хранители и защитники. Поэтому мы празднуем нашу русскую защищенность…

– Что значит эта Победа для всех, даже для людей нерелигиозных?

– Война коснулась каждой семьи. У всех есть отцы, деды, бабушки, которые прошли через войну. Поэтому такой огромный успех акции «Бессмертный полк». К сожалению, людям сегодня не хватает исторического мышления. Готовы ругать все советское. Такие штампы, как «половина страны сидела, другая половина их охраняла», прочно утвердились. У кого-то дядя сидел, у другого тетка… День Победы объединяет всех…

 

Воспоминания Деруновой Зои Павловы, жительницы деревни Новосельцево, прихожанки Богородицерождественского храма, о военных годах.

         Когда началась война, мне было 10 лет. Хорошо помню солнечный день начала войны.

         В 1941 году я пошла в 4 класс, проучилась сентябрь и октябрь, а потом школу закрыли, так как заготавливать дрова для отопления школы было некому. В школе осталась одна учительница – Райнер Серафима Митрофановна, сын и дочь ее ушли на фронт. Практически всех мужчин, живущих в нашей деревне, призвали на фронт, остались одни старики, женщины и дети.

         На двухэтажном доме в деревне висело радио, по которому каждый день объявляли год рождения мужчин, которые должны были явиться в призывной пункт в селе Киово.

         Помню один страшный случай. На берегу канала стояли бараки, где проживало много людей. Однажды, при очередном обстреле убило немецкой бомбой женщину, ее дочь училась вместе со мной в классе.

         Когда начинали сильно бомбить, родители нас прятали в бомбоубежище. Каждый день мы слышали гул немецких самолетов, которые сбрасывали листовки: «Мы скоро придем! Все сдавайтесь! Будете жить хорошо»! Мне эти тексты очень запомнились.

         Когда немецкие войска подошли к городу Лобня, жители близлежащих деревень (Капустино, Киово, Красная горка) стали переселяться в нашу деревню. Так одну семью приютила моя бабушка – Сладкова Александра Федоровна (1883-1949), несмотря на то, что в семье и так было 10 человек.

         Однажды к нам в деревню привезли солдат для отдыха перед боем. Это был декабрь 1941 года. Военный штаб находился у моей родственницы – Сладковой Марии Сергеевны. Бойцов расселяли в домах жителей деревни. И у нас в доме было около 10 солдат. Помню лицо одного совсем молодого красивого солдата, который вырезал из дерева самолетик, как он сам говорил, для своего маленького сына.

Военных хорошо кормили, и они делились с нами мясом, салом и хлебом.

         Все годы войны были очень трудными: голод, постоянный страх, тяжелая работа.

         В 1945 году мне было 12 лет, я пошла работать в колхоз имени Жданова. Несмотря на все трудности, люди помогали друг другу. С самой ранней весны и до поздней осени лес кормил нас: ходили за грибами, ягодами, ели траву.

         9 мая 1945 года было солнечное, но морозное утро. Моя мама пришла рано утром с работы и сказала, что война закончилась, объявили выходной. Радость была вокруг и во всем. Все жители вышли из своих домов на улицу, поздравляли друг друга, и все плакали.

         Из нашей семьи на войне погибли: мой дядя по линии отца – Сладков Гурий, муж моей тети по линии матери – Корнев Федор. Инвалидом вернулся Рогатов Николай Павлович, мой дядя, родной брат моей мамы, ранен был его сын – Рогатов Николай Николаевич.

                                              

Напечатано со слов Деруновой З. П.

 

«Памяти павших будьте достойны. Вечно достойны!»

 

         Роберт Рождественский (20 июня 1932 – 19 августа 1994) – знаменитый советский и российский поэт, переводчик, один из ярких представителей эпохи «шестидесятников», в 1962 году написал поэму «Реквием», одно из самых проникновенных произведений о войне. Чем дальше время отдаляет нас от тех страшных дней, тем больше ответственности мы должны чувствовать на себе. Давайте вспомним строчки 10 главы поэмы, обращенные к каждому из нас:

Помните!

Через века,

            через года, – 

помните!

О тех,

кто уже не придёт

                  никогда, –

помните!

Не плачьте!

В горле

        сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

       павших

              будьте

                     достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

мечтой и стихами,

жизнью

       просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

              стучатся, –

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, –

пожалуйста,

            помните!

Песню свою

           отправляя в полёт, –

помните!

О тех,

кто уже никогда

                не споёт, –

помните!

Детям своим

            расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

      детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

               бессмертной

                           Земли

помните!

К мерцающим звёздам

                    ведя корабли, –

о погибших

помните!

Встречайте

           трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

       войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

                через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

                  никогда, –

заклинаю, –

помните!

 

Слава Богу, что прихожане нашего храма не остались в стороне, многие приняли участие в акциях и мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы. 

         9 мая 2019 года протоиерей Георгий Троицкий, настоятель Богородицерождественского храма, отслужил панихиду по погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Заупокойная служба прошла около обелиска павшим воинам в дереве Новосельцево. Жители деревни и близлежащих поселков вспомнили своих родственников, положивших жизнь во имя нашего будущего.

         После соборной молитвы и возложения цветов жители деревни присоединились к акции «Бессмертный полк» и пронесли портреты своих отцов, дедов, прадедов, односельчан по Центральной улице деревни. 

         Семья Зыченковых рассказали о том, что 6 мая 2019 года участвовали со своими детьми и воспитанниками старшей группы детского сада (дошкольное отделение №3 школы им Д.М.Карбышева) в торжественном возложении цветов к памятнику 7 дивизии народного ополчения, а также поздравили ветеранов. На мероприятии, посвященном Дню Победы в Великой Отечественной войне, ребята читали стихи, исполняли фронтовую песню.  

         Седьмая дивизия народного ополчения Бауманского района была сформирована в начале июля 1941 года, в дивизию вошли люди различных профессий, возрастов и национальностей. Отдельные подразделения были составлены из учащихся МВТУ им Баумана, Московского института химического машиностроения. 6 октября 1941 года дивизия приняла свой первый бой на окраине Вязьмы, где более половины ополченцев отдали свои жизни. В 2015 году в Басманном районе состоялось открытие памятка Седьмой дивизии народного ополчения, памятник был возведен в рамках программы "Народный памятник—на народные деньги" по инициативе ветеранов и жителей района. Автор проекта — З.К. Церетели и Народный архитектор РФ М.М. Посохин.


Назад к списку