Газета прихода выпуск № 6 Июнь 2019 года

 

+

“Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая”

(Акафист Рождеству ПресвятыяБогородицы)

Поле Куликово

Информационный листок Православного прихода Храма Рождества Пресвятой Богородицы

с. Степанъково. Выпускается с ноября 2005г.

№ 6 Июнь 2019 г

 

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.

Проповедь.

         Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

         Сегодня мы празднуем, по – сути дела, день рождения нашей Святой Новозаветной Церкви. Что такое Церковь? Церковь – это храмы Божии с золочеными куполами, венчаемыми крестами православными, и внутри украшенные иконами святыми, и наполненные молящимся народом Божием. Но все это не делает еще церковь спасительным ковчегом. Главное же в ней – это благодать Духа Святого, которая преподается каждому верующему в семи таинствах Церкви. И сия благодать стала возможна благодаря нашему Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию.

         Это Он Своими страданиями за нас, грешных, открыл небо для Духа – Утешителя, Который, исполненный благодати преобразующей, снизошел до нас верующих, чтобы соделать из нас «новую тварь». И плоды этой благодати, просвещающей и преобразующей, запечатлел святой Апостол Лука в Деянии святых Апостолов, как мы слышали ныне за Божественной литургией. В Сионской горнице ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь собрались в ожидании обещанного чуда. И вот это чудо совершилось! Дух Святой снизошел на них. Сошел видимым образом в виде огненных языков и почил на каждом из них. По мнению многих отцов нашей Церкви, с этого момента Апостолы, получив дар Духа Святого, мудрости и пророчества, благовестия и чудотворения, познали и в полноте все совершенное Господом и принесенное Им учение о Боге, Святой Троице. И дана им была способность говорить на разных языках, которых они до этого не знали. Так, что вскоре они разошлись по многим странам, чтобы проповедовать в чужой стране на понятном всем языке. «Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их» … (Рим. 10; 18 ).

         Простые галилейские рыбаки, не имеющие книжного образования, огненными глаголами, без боязни, проповедовали Слово Божие и Его спасительные дела. Апостол Петр, тот, кто дрогнул и отступил совсем недавно от Спасителя, произнес такую проповедь и открытое свидетельство о Христе, что разноязычная толпа не смогла остаться равнодушной к этому слову, и тут же крестилось около трех тысяч человек!  Дух Святой, сошедший на Апостолов, это не только завершение создания Новозаветной Церкви, но и начало Ее спасительного, преобразующего падшее человеческое существо действия. «… Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18 ).

         Недавно почивший наш старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), так говорил о действии благодати в нашей Церкви: «Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы. Примером тому служат многие из святых угодников Божиих. Так, еще в средневековье преподобный Антоний говорил своим ученикам: «Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я…Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей – и будет у вас небесная радость день и ночь. И будете в этом теле, как те, кои уже находятся в Царствие Небесном.» (1). Дорогие братья и сестры, не поймем только слова святого отца нашей Церкви в протестантском толковании, по которому для «принятия» этого чудного дара достаточно принять благодать в крещении и засвидетельствовать открыто свою веру в Спасителя. Нет, путь принятия этих благодатных даров – это путь скорбей и духовных подвигов. «Стяжи дух мирен» - говорил преподобный Серафим Саровский. И в коротком глаголе «стяжи» заключается многотрудные, каждодневные усилия души и тела на очищение своей души от грехов и страстей, путем молитвы, постов, доброделании при смиренном приятии всех обстоятельств нашей жизни, которые как мы верим, попускаются не без Божией воли. Спасает Бог – но не без нашего добровольного соработничества. И в этом наше принципиальное расхождение со многими протестантскими конфессиями. Только наша активная позиция относится к духовной сфере жизни, напротив же, протестантская – к внешней, мирской деятельности.

         В праздник нынешний церкви православные украшаются зелеными ветками растений – символом вечной жизни, и в зеленые ризы облачены священнослужители, как и третья ипостась святой Троицы на иконе преп. Андрея Рублева. Символы эти – благочестивый обычай православного народа, которые, как и святые иконы, помогают нам в более сосредоточенной и «живой» молитве. Поэтому особенно с такой духовной радостью мы ныне соборно, взирая на небо, поем: «Царю небесный – Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!»

         1.  Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Поучение в день Святой Троицы. Свято-Успенский Псково - Печерский монастырь.2001 год.

 

Священник Георгий Троицкий.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ».

         Размышления православного человека.

         Многие предметы окружают человека в его повседневной жизни. Разного они назначения и применения. Среди них одни предназначены для обеспечения необходимых условий жизнедеятельности человека – как-то столы и кровати, посуда, одежда и многое другое, что в наше время в переизбытке наполняет наши квартиры. Другие же предметы служат орудиями нашего труда или занятий, или средствами для отдыха – и все это приобреталось, порой, в течение многих лет… Что-то из этого тщательно выбиралось нами, чтобы удовлетворить нашим требованиям к тому-или иному предмету, что-то, по денежной ограниченности нашей, появлялось как крайняя необходимость в этой вещи, и множество других обстоятельств случалось в истории приобретении нами различных предметов.

         Отражением особой сферы жизни человеческой являются иконы. Как они «приходят» к нам, по какому признаку мы проявляем активность по приобретению той или иной иконы? Конечно же, в определении выбора икон тех или иных святых угодников Божиих важную роль играют наши святые имена, полученные нами в Святом Крещении. Но когда мы желаем иметь у себя в доме икону Божией Матери, например, то здесь, как правило, вступают в силу совсем другие аргументы, а то и обстоятельства, которые и невозможно перечислить. Просто увидел – и понравилась! И так часто бывает…А совсем недавно было по другому, когда икон совсем и не было в продаже.

         Когда только начинали возрождаться православные приходы на нашей земле, и в еще разрушенных храмах стали появляться для прихожан только свечи и иконы, приобрел я небольшую скромного оформления икону Божией Матери называемую « Споручницей грешных». Полюбилась мне она сразу и особенно утвердился я в этой своей любви к ней, когда смог прочитать на ней «Аз Споручница грешных к Моему Сыну». Сия икона вместе с Образом Спасителя и составляла некоторое время мой домашний «иконостас». Другая икона, которую я увидел в одном храме, и не сразу догадался о том, какие лики здесь изображены, надолго привлекла мою зрительную и сердечную память. На ней изображена была почти бытовая, умилительная картина – сидящая молодая жена держала на руках повитого в пелены младенца, а рядом стояли уже солидный муж и молодая жена, несколько склонившаяся над младенцем. Над главами стоящих и младенца святились нимбы, подчеркивая их святость. Конечно, потом я догадался, а позже и убедился, что на иконе этой изображено Рождество Пресвятой Богородицы.  Иоаким и Анна – святые праведные родители предстояли. Дева Мария -младенец явилась центром всего изображения. Удивительно и неожиданно, и поучительно для меня было соединение в этой иконе привычного, бытового со святостью, которая каким-то путем обнаруживалась в письме. В моей дальнейшей духовной жизни этот мой неожиданный и неподготовленный взгляд на икону вдруг открыл простую истину, что в совершенно обычном человеке сокрыта святость души. И я благодарен Богу за этот момент. Он где –то внутри отложился в сердце моем и не исчез, но укрепился. И бывает и в жизни нашей при общении с кем-то вдруг увидишь святость души ближнего – и необычная радость войдет в сердце, и вспомнишь мысленно икону Рождество Богородицы. После этого я как –то стал менее категоричным к манерам написания икон. Да, в строго православном стиле, икона не должна напоминать человека со многими его реальными чертами и деталями. Специалисты церковные утверждают, что иконопись с таким «натуралистическим» письмом родилась вместе с католическим вероисповеданием. И конечно к этому нельзя не прислушиваться. И все же важен результат воздействия на душу человека той или иной иконы. Так, если человек не владеет приемами высшей математики, не должно следовать из этого, что он не должен прибегать к помощи простых разделов математики (арифметики) в своей жизни, чтобы решить какие – то жизненные вопросы. Другое дело, что не все вопросы возможно решить путем простых арифметических действий. И самое важное – это опасность человеческого состояния, при котором человек искаженно внушает себе ложное, что с помощью арифметических действий возможно решить все вопросы. Впрочем, вопрос этот полемический и не такой однозначный.

         Икона Божией Матери «Споручница грешных», о истории которой я ничего и не знал, в келейной моей молитве согревала душу мою, неожиданно для меня, помогая входить в молитву. Возможно, и полезно бы было поговорить здесь и о молитве, как об удивительном чуде, которое Бог даровал человеку. Но это не под силу простому человеку, только старец – молитвенник может говорить с пользой об этом особом предмете. Епископ Феофан Затворник, кроме того, обращал наше внимание еще на одну особенность молитвы, которая не позволяет с легкостью относиться к тем или иным рекомендациям в этом деликатном деле. «Учение о молитве не должно подлежать никакой системе, потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение – стеснение, лишаться своей безграничной свободы, свойственной молитвенному духу, находящемуся под управлением Духа Божия, а не человеческого узаконения». Мой слабый духовный опыт очень хорошо согласуется с этим высказыванием святителя. Молитву я бы назвал самонастраивающейся системой, которая сама действует в человеке, если он только полностью отрицается от своей воли. Кажется, что все сказочно просто – сама молитва, а, следовательно Сам Бог живет в ней. Но беда в том, что полное отсечение своего я требует огромного многолетнего труда.

Споручница

         Тем не менее, при стремлении жить с Богом, при интенсивной духовной жизни даже в нашей суетной и мирской жизни, молитва приобретает ту силу, которая способна изменить нас и показать реальность пути к «стяжанию мирного духа». Конечно же, роль святых икон в этом духовном делании велика.  Что удивительно- приходящие к нам случайно иконы, как правило, бывают нам посланы по Божьему промыслу, а значит для нашего спасения. Вот и икона Божией Матери «Споручница грешных» оказалась для меня и всей моей семьи такой «промыслительной». Не все скажешь ближнему, не все должно подлежать обнародованию, а может быть, всему свое время. Но когда я, не знающий истории появления этой иконы, молясь перед ней, получил многое в свое вразумление, неожиданно встретил в рассказах о преподобном Серафиме Саровском, что он многим рекомендовал молиться перед этой иконой. И тогда я не поленился и узнал об истории этой чудной иконы. Первое прославление образа связано с пребыванием его в Никольском Одрине монастыре Орловской епархии. Указанная обитель была заштатная, основанная в шестнадцатом веке на р. Ордынке в семи верстах от города Карачева. Икона эта долгое время была в забвении. Она среди прочих старых икон находилась в часовне за монастырскими воротами и так почернела и покрылась пылью, что рассмотреть образ уже было невозможно. Но дивным путем Матерь Божия Царица небесная явилась многим жителям г. Карачева и известила о забытом всеми Ее образе. В 1844 году многочисленные милости к недужным были явлены через сей образ, особенно в период бывшей тогда холерной эпидемии. Это побудило православных привести в порядок образ Пречистой и внести его в монастырский храм. В 1846 году иеромонах Одрина монастыря Смарагд был послан в столицу для приобретения ризы на икону «Споручница грешных» и сбора пожертвований. Он остановился в приходе Николо – Хамовнической церкви в доме некого Д.Н. Бонческул, известного московского странноприимца. В благодарность за гостеприимство и любовь, которую хозяин дома оказывал всем, позже иеромонах Одрина монастыря прислал Дмитрию Николаевичу список с чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных». Икона была точной копией и имела внешние размеры такие же как и подлинник: 8 вершков в ширину и 10 – в длину. В 1848 г. Дмитрий Николаевич пожертвовал икону в приходскую церковь святителя Николая на Хамовническом плацу. Тогда ее поместили на аналое близ левого клироса. Находясь в доме у хозяина икона Божией Матери проявила не мало чудес, связанных с исцелением купчихи Щербаковой и обильным мироточением после праздника Пасхи. Размещенный в храме образ продолжал являть многие чудеса исцелении и знамений, что побудило священнослужителей церкви обратиться с рапортом к митрополиту Московскому Филарету, который приказал «оставить икону на том месте в церкви, где она поставлена» и «молебствий для желающих не возбранять». Впоследствии причт храма и прихожане испросили разрешение на переименование одного из приделов храма во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных». В храме, после размещения в нем иконы, стали происходить странные вещи. В алтаре на горнем месте ночью возникал яркий свет, который то возгорался, то становился тусклым. Толпы народа как ночью, так и днем приходили наблюдать это чудное явление к церкви и при этом сама икона сильно мироточила. В течение первых шести лет было зафиксировано более 115 чудес и исцелений. Списки с иконы распространились не только в церквах московских приходах, но и во многих других городах и сельских местах России. На иконе Божия Матерь имеет поясное изображение, левою рукою Она обнимает Богомладенца, Который обеими руками держит правую ее руку, так что в правой Его руке находится большой палец, а в левой – мизинец и следующий за ним один из средних пальцев правой руки Богоматери, наподобие того, как делается при совершении поручительств. В полукружии около ликов Богоматери и Богомладенца расположены двенадцать звезд – по шесть с каждой стороны.

         Вначале празднование этой иконе было установлено 7 марта по ст. стилю. После освящения левого придела храма, носившего ранее наименование свт. Дмитрия Ростовского, в честь чудесной иконы Божией Матери появился и второй день празднования образа 29 мая по ст. стилю, в день принесения его в храм в Троицкую родительскую субботу 1848 года Д. Н. Бончекулу. Кроме того, установлен и переходящий день празднования святой иконы в четверг Троицкой сплошной седмицы.

         Возможно, что существуют и некоторые местные даты празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных», установленные в различных епархиях. Известно, например, что в селе Болотском Одоевского уезда Тульской губернии, молебен перед этой иконой и крестный ход совершали 8 июля, начиная с 1849 года, по благословению правящего архиерея, с того времени, когда образ Пречистой помог избавиться от эпидемии холеры.

         Образ Пречистой «Споручница грешных» празднуется всегда в четверг Троицкой седмицы – это, так называемый, переходящий день празднования. Как и в прежние времена, чудотворный образ Матери Божией напоминал о себе, чтобы разбудить от греховного сна православных и защитить их от предстоящих бед, так и ныне призывает Пречистая нас к Себе и ждет нашего покаяния. Пресвятая Богородица, спаси нас!

 

Ю. Сашенькин.

 

 

         По давно установившейся традиции 6 июня в нашей стране широко отмечается день рождения А.С. Пушкина как праздник поэзии и русской литературы. 2019 год – год особенный: весь мир отмечает 220-летие со дня рождения поэта. Справедливости ради надо заметить, что Пушкин родился не в этот день: при переводе дат с юлианского календаря на григорианский 26 мая – день рождения поэта – придется на 8 июня.

         В поддержание доброй традиции пушкинских дней вашему вниманию предлагается публикация беседы с протоиереем Артемием Владимировым, филологом по светскому образованию, – о Промысле Божием в жизни Пушкина, о том, каким было отношение поэта к вере и Богу, почему он «наше всё» и какие уроки могут извлечь взрослые из его сказок.

 

«ВСЯ ЖИЗНЬ ПУШКИНА – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ОТ ТЬМЫ К СВЕТУ»

 

         Беседа с протоиереем Артемием Владимировым о творчестве А.С. Пушкина и его судьбе

– Отец Артемий, Сегодня хотелось бы поговорить об Александре Сергеевиче Пушкине. И первый вопрос такой: всем известны слова: «Пушкин – это наше всё». А почему Пушкин – наше всё? И что это такое – «наше всё»?

         – Пушкин, несомненно, наше «всё». Но до этого «всего» еще нужно дорасти, в это «всё» еще нужно войти, усвоить его. Чтобы, глядя на нас из своего прекрасного далека, Александр Сергеевич сказал: а это наш, это мой, это свой. Увы, отдельные изречения, крылатые выражения могут затираться и терять свое сущностное значение.

         Мы живем в совершенно удивительное, хотя и тревожное и страшное время. Но для меня это время воскрешения Русского мира. Не в политическом, геополитическом, экономическом планах, а прежде всего в планах душевном и духовном. Александр Сергеевич Пушкин в полноте его наследия и олицетворяет собой Русский мир, прекрасную, многогранную, высокую и низкую, безграничную Россию. Он выражает собой русский дух. Что я под этим имею в виду? Его творчество кристально ясно, просто и вместе с тем невероятно богато. Его дух, несмотря на воспетую Александром Сергеевичем хандру и сплин, – это дух бодрости и радости, соответствующий мышлению и тонусу русского православного человека. Он совершенно открыт народу, царствам, культурам, эпохам, которые вбирает в себя и которые, в силу творческого гения, запечатлевает в больших и малых формах, делая и нас причастными Мадриду XVII века, средневековым сценам, XVIII веку российской истории… И, внимательно читая, перечитывая, изучая А.С. Пушкина, его драмы, его исторические повести, его стихотворения, мы соприкасаемся с великой Россией и сами становимся ее носителями.

– Отец Артемий, а какое место, на ваш взгляд, занимает Пушкин в мировой культуре? Мы знаем, что зарубежные писатели зачитывались Достоевским, восхищались Толстым. А как с Пушкиным?

– Зачитывались и зачитываются. Названные вами великие писатели Русской земли концептуальны, идеологичны. Каждый из них пытается отразить, запечатлеть своего рода учение. Федор Михайлович ближе к христианскому субстрату, Толстой предлагает нам христианство, лишенное корней, окрашенное в своеобразное морализаторство. Но и тот, и другой активно поучают, назидают. Александр Сергеевич совершенно иной. Нет прямой дидактики, нет стремления достучаться и стучать по виску читателя. Он настолько ненавязчив, прост, ясен и прекрасен, что его произведения – от сказок до романа в стихах – желанны и любимы и младенцами, и гимназистами, и 104-летней моей прихожанкой, рабой Божией Ниной, которая не помнит ничего из окружающей жизни, но помнит наизусть роман «Евгений Онегин».

         Творческий метод Александра Сергеевича Пушкина заключается в том, чтобы вобрать в себя все полноцветие, полнозвучие мира и дать возможность читателю прикоснуться к этому, к преданьям старины глубокой, чтобы он, читатель, сам оценил, сам выбрал то, что для него будет неотъемлемым достоянием и сокровищем его сердца. Поэтому у каждого из нас свой Пушкин. И каждый пытается то или иное притяжательное местоимение к нему прицепить.

– У Пушкина была очень яркая, насыщенная, пестрая жизнь. В дни сомнений он написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» На ваш взгляд, каково было его отношение к Богу?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перечитать всего Пушкина, не отождествляя автора с лирическим героем того или иного стихотворения. И думается, лучше всего об отношениях Александра Сергеевича Пушкина с Господом сказал другой священник – из Конюшенной церкви на Мойке. Пожилой батюшка, который удостоился исповедовать поэта на смертном одре. Выйдя со слезами от него, он сказал тем, кто тогда окружал Пушкина: Жуковскому, Александру Тургеневу, кому-то из прекрасных дам… он сказал: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой – я видел много слезных признаний. Эта душа пред Богом чиста и искренна». А конец – делу венец.

         Но для того, чтобы прийти к такой исповеди и, как блудному сыну, взойти в небесное отечество… «Выше, выше!..» – говорил поэт перед смертью, – наверное, нужно было исходить сотни троп, плутать в лабиринтах и биться головой об стену, наткнувшись на какой-то тупик. Вся жизнь Пушкина – это движение от тьмы к свету, от заблуждения к истине, это катарсис, который он обрел уже в последние годы своей жизни.

– Есть такое замечание, что Пушкин мог, учитывая свое положение, свой статус, позвать митрополита принять его исповедь. А он позвал простого священника, того, кто был поблизости…

«Какого батюшку пригласить?» – «Любого». Это значит, что Пушкин имел веру во священство

– Да, так. Но вы, конечно, помните, что Пушкин тяготился статусностью, если она говорила о каком-то ранжире, о каком-то мундире, о каком-то футляре. Это был настолько живой человек, что он переливался через всякую статусность. В нем, видимо, была вера русской души – души, которая, оказавшись между бытием и небытием, оказавшись на грани земного бытия, на вопрос: «Какого батюшку пригласить?» – отвечает: «Любого». Это значит, что он имел веру во священство, носителем которого могли быть самые разные люди. Ему было важно другое – предстать пред лице Господа в лице священника. А какое именно будет это лицо – его не интересовало.

– Давайте поговорим о сказках Пушкина. У вас есть замечательная книга о двух сказках поэта – «О мертвой царевне и семи богатырях» и «О золотой рыбке», где вы очень подробно комментируете их текст, открываете удивительные детали… Скажите, в чем значение сказок Пушкина? И вообще зачем он их писал?

– Пушкин был плоть от плоти и кость от кости русского народа. Арина Родионовна жила в нем как сказительница, рассказчица. Он любил русскую культуру во всех ее проявлениях – от частушек и духовных стихов до церковной музыки. И он, как настоящий и многогранный художник, не прошел мимо ни одного жанра литературного творчества. В этом смысле Пушкин – не Сергей Михалков, который писал нарочито для пионеров, заполняя определенную нишу читательского спроса. Сказки Пушкина читают и дети, но и взрослые – моя 84-летняя мама помнит наизусть, в частности, «Сказку о царе Салтане». И вы, вероятно, заметили, что в комментариях к «Сказке о золотой рыбке» я размышляю о совершенно взрослых вещах, находя бесценные нравственно-этические сокровища, скрывающиеся за художественным образом.

Пушкин по внутренней потребности писал эти сказки, хотя, наверное, и иные цели были. Я тоже маленький литератор, у меня тоже есть сказки, и я, когда пишу, с одной стороны, знаю конкретного адресата, а с другой – понимаю, что они были бы интересны и простецам, и мудрецам.

         И до сих пор я поражаюсь старику из «Сказки о золотой рыбке». Вот он, возвращаясь с самого синего моря, влачит свой невод тяжелый, идет холодный, голодный – а старуха стоит подбоченившись в дверном проеме, без всякой улыбки, и говорит: «Чего пришел? Невод-то пустой! Иди назад и с пустыми руками не возвращайся. Проси у рыбки стиральной машины!» И вместо того, чтобы пригрозить полешком или хотя бы огрызнуться, как, наверное, каждый из нас сделал, по крайней мере поставил бы ее на место… он побрел назад к синему морю, которое уже слегка волновалось: «Совсем плохо что-то моей старухе! Какую-то травку не ту съела, кинзу или петрушку, но просит несбыточных дел…» – «Успокойся, мой старче». Как же именуется эта добродетель? Здесь и кротость, укрощение страсти гнева, здесь и удивительное смирение, потому что он чувствует свою вину: невод пустой, ничего не принес он старухе… И какая это покорность Промыслу Божиему!..

– И вот еще что хочется отметить: старик честно говорит: «У меня была встреча с золотой рыбкой». Мне очень понравилось ваше рассуждение о важности доверительных отношений, важности рассказывать, что у тебя болит, с чем ты столкнулся…

Отец Артемий, какое у вас самое любимое произведение Александра Сергеевича Пушкина?

– Я, будучи учителем русского языка и литературы, далеко от школьной программы не отклоняюсь. А самое зрелое прозаическое произведение Пушкина – «Капитанская дочка»; на мой взгляд, тут в образе Машеньки Мироновой отразилось искание поэтом идеала русской души. Недавно, перечитывая «Капитанскую дочку», я обратил внимание: какой же красивый характер Петруши Гринева! Этот барчук не дрогнул, глядя в лицо смерти, видя перед собой разнузданных, диких, не боящихся проливать кровь, бритых калмыков, татар, собравшихся вокруг своего батьки Пугачева. Думаю, можно бесконечно вчитываться в это произведение и открывать новые и новые пласты, золотые жилы – вместе с нашими детьми, подростками, студентами. Это, действительно, вершина его творчества.

         А что у Пушкина худо, кроме того, от чего он сам отрекся? Сейчас я готовлю к изданию книгу «Маленькие трагедии глазами священника» и размышляю над дон Гуаном, над поведением донны Анны, наблюдаю, как старый барон сражается с главным героем «Скупого рыцаря» – собственным сыном, открываю какие-то метафизические глубины в «Пире во время чумы» и гимне чуме Вальсингама. Пользуясь, кстати, лучшим словесным духовным литературным справочником по произведениям Пушкина – это, конечно, книга Валентина Семеновича Непомнящего, замечательного и харизматичного литературоведа, которому, я думаю, уже давно Александр Сергеевич пожал, простирая оттуда, из вечности, руку.

– Отец Артемий, а как относиться к трагической гибели Пушкина? Да, он вступился за жену, но ведь дуэли же запрещены…

– Насколько я чувствую и понимаю, это был такой гордиев узел, разрубить который иначе наш безвременно ушедший из земной жизни поэт уже не мог. Простите, но он не мог вылезти из собственной кожи, выступить из русла понятия чести, кодекса чести дворянина. И оскорбленное его самолюбие требовало сатисфакции. В обстоятельствах гибели Пушкина я вижу Промысл, который каждого из нас хочет вывести на орбиту спасения.

         Мы можем оценивать дуэль как таковую, вместе с митрополитом Филаретом согласиться, что тут сопряжение нескольких смертных грехов: гордости, убийства, самоубийства. Это действительно так. Но когда мы сталкиваемся с космосом личности Пушкина, мы не выносим суждение, а наблюдаем, размышляем. И мне кажется, что гибель поэта, этот трагический финал его жизни можно сравнить с метеоритом, который летит по определенной траектории; и, с одной стороны, эта траектория – собственное произволение человека, а с другой стороны, это Промысл, который каждого из нас хочет вывести на орбиту спасения. Наблюдая за траекторией жизни Пушкина, я думаю, что его трагическая гибель была в нее заложена – обусловлена, спровоцирована грехами его юности. Потому что действительно были плотские падения, множественные падения. А это – хочешь, не хочешь – но убийство. И собственной души, и души той жертвы, которая невольно или с восторгом отдается тебе в плен. И души обесчещенного и обманутого мужа. И наш поэт с омерзением, с отвращением, как он пишет, взирал на прожитую им жизнь. Его сердце сжималось в ужасе, но строк этих он не стирал, не мог уже переделать свою жизнь, точнее – не мог переделать своего прошлого, но мог найти пристань целомудрия в семье. И он пытался отождествить идеал, эталон женской красоты с образом Натальи Николаевны, но она принадлежала своему веку и не могла избежать определенных условностей, сопряженных с великосветской жизнью. Кончина Пушкина мне видится как логический итог прежних вех его земного бытия, а с другой стороны, она открывает нам чудо Промысла Божия, который самые худые наши дела и ошибки, подчас смертельные, обращает к благим последствиям. И благое последствие – это его спасенная душа, спасенная через подвиг покаяния и смиренного принятия предсмертных страданий.

– Отец Артемий, на ваш взгляд, какие произведения должен прочитать каждый житель нашей страны – и ребенок, и взрослый человек? Какой должна быть «обязательная программа» классики?

– Такие программы уже составлены. Есть и светские концепции, присутствует такой ликбез и в православном мире. Но для меня, как гражданина, христианина, священника, учителя, помимо «Капитанской дочки», если говорить не только об Александре Сергеевиче Пушкине, это, безусловно, «Преступление и наказание» Достоевского, не изъятое, по счастью, до сих пор из школьной программы. Далее, это, может быть, те произведения, которые приобщают детей к славе русского оружия: «Бородино» и «Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого. Конечно, в эту программу должны быть включены и те авторы, которые были несправедливо обойдены вниманием, например «Детство Багрова-внука» С.Т. Аксакова – произведение, которое раскрывает совершенно неведомую нам Россию, совершенно неведомый нам ее лик через воспоминания мальчика о его давно ушедшем детстве. Наследие русских писателей очень обширно.

         Однако куда денешься без «Робинзона Крузо», может быть, купированного, но одновременно при этом и без купюр, заботливо выстриженных советскими цензорами. Робинзон Крузо молился Господу Богу, поэтому не попал в качестве жаркого дикарям. Конечно же, любимая мной сказка Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева», ибо Герда вывела Кая из «компьютерной зависимости», сердцем, импульсами своей души согрела его зомбированное сердце, а Кай в моем восприятии – это современный мальчик, который провалился в компьютерный андеграунд. У меня даже есть своя поэтическая версия «Снежной королевы», в следующий раз я ее прочитаю нашим телеприхожанам.

– Отец Артемий, хотелось бы попросить вас прочитать что-нибудь из Пушкина.

– (Берет в руки книгу.) Вот, открылось как бы случайно… Пушкин – великий мыслитель, и поэтому в мелочах, в чем-то будничном, моментальном он прозревает вечный смысл, но его нужно разгадать. Итак, «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»:

 

 

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,

Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

 

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысл я в тебе ищу

 

 

 

«Перестать читать книги — значит перестать мыслить». Ф. М. Достоевский

         Наша страна всегда занимала лидирующие позиции в рейтингах как самая читающая. К сожалению, в определённые годы ситуация стала иной. По статистике, приведенной в 2005 году одной из десяти ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок, ‑ NOP World - россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. Так согласно этому рейтингу мы стали занимать лишь 7-8 место. Сейчас, к большому счастью, положение поменялось. По рейтинговым данным за 2018 год Россия вновь вошла в тройку лидеров среди самых читающих мест на планете. Эти цифры, конечно же, радуют, но хочется думать, что люди не просто наслаждаются «развлекательным чтивом», а действительно выбирают глубокий, духовно и умственно полезный материал.

         Татьяна Зыченкова, наша прихожанка и обозреватель литературы в нашем приходе, 9 июня после Божественной литургии поделилась с нами новинками православной прозы, рассказала о многих авторах, сделала анонс книг, слушая который, каждый смог выбирать для себя то, что близко ему на данном этапе жизни. Татьяна рассказала о таких новинках, как  «Заступница усердная» архимандрита Тихона Агрикова  о заступничестве Божьей Матери в самых непростых ситуациях; повесть «Матушка» Елены Живовой, поднимающая самые актуальные проблемы воспитания, семейных отношений, различных зависимостей в подростковом возрасте; «Везучая Зинаида» Натальи Сухининой – история жизни женщины с очень непростой судьбой, которая, несмотря на все испытания, сохранила умение прощать любить жизнь и людей; книга «Отец Стефан и иже с ним» протоиерея Александра Авдюгина, рассказывающая о жизни молодого священника, трудностях, с которыми он сталкивался в начале служения; «Возвращение родника и другие рассказы» Владимира Крупина о детстве, встрече с природой, в которой автор сожалеет, что современные дети всего этого лишены; «Любовь не ищет своего» протоиерея Павла Карташева о  теме семейных взаимоотношений как самой главной проблеме  в современном обществе и многих других книгах, которые, действительно, являются примерами качественной и душеполезной литературы.

         От всего прихода мы благодарим Татьяну Зыченкову за интересный, профессиональный и глубокий обзор, а также за пополнение нашей церковной библиотеки новыми книгами. Дорогие читатели, среди океана новинок давайте держаться правильного литературного курса.                              

 Подольская Ольга 

 

О посещении Центрального музея Вооруженных Сил РФ

         26 июля группа прихожан нашего храма посетила экспозицию музея Вооруженных Сил РФ в Москве. Вообщем-то тема достаточно известная: Первая Мировая, Вторая Мировая войны, оружие, сражения.…Об этом снято много фильмов, написано много хороших книг. Что нового мы могли бы узнать? Но нам повезло, попался хороший экскурсовод, который не только много знает, но и любит свое дело. Молодой человек – Борис, с воодушевлением рассказывал о тех днях, когда создавалась Красная, а потом Советская армия, ковалось в тылу оружие Победы.

         В начале экспозиции мы увидели тачанку – телегу с пулеметом, в которую впрягали лошадей. Затем – Борис рассказал об ее эволюции, сначала до танкетки, а затем до мощных танков. С увлечением рассуждал, какие пушки пробивали броню немецких танков, а какие не могли справиться.

         Очень интересная история о полотне П. Кривоногова «Защитники Брестской крепости». Никогда не мог бы подумать, что подвиг защитников Брестской крепости долгие годы не признавался, оказывается героев, которые почти месяц ее удерживали, считали чуть ли не предателями, сдавшими важный стратегический объект. Оказывается и художник, запечатлевший их подвиг, едва не попал под репрессии. Спас его И. Сталин. Ему очень понравилась другая картина Кривоногова «На Курской дуге», которую художник написал ранее, и он заявил, что такой человек не может быть «врагом народа».

         Мы услышали о подвиге Александра Матросова, закрывшего амбразуру ДЗОТа, танкиста Вольдемара Шаландина, уничтожившего в своем первом и последнем бою три «тигра», перед нашими глазами встал подвиг защитников Сталинграда….

         В конце экспозиции мы подошли к кителю маршала Малиновского. Казалось бы, что интересного можно рассказать о наградах и одежде военачальника. Но и здесь Борис удивил нас. Оказывается Р. Малиновский был победителем в двух мировых войнах. То, что он был одним из военачальников, победивших во Второй Мировой войне, мы знаем. Но оказывается он и в Первой Мировой войне победил. Хотя официально Россия признала свое поражение в ней. Как известно, большевики этому поспособствовали. Но Р. Малиновский участвовал добровольцем в боевых действиях во Франции, а затем, после революции, когда экспедиционный корпус Русской армии был расформирован, он и еще 300 добровольцев остались воевать до победы над Германией.

         Осматривая экспозицию, нам очень хотелось увидеть противотанковое ружье, с которым воевал дед нашей прихожанки Татьяны Зыченковой. По ее сведениям, это ружье должно было находиться в музее. Но найти оружие именно этого бойца не удалось, предположительно оно находится в запасных фондах музея, а на экспозиции были выставлены другие ружья.

         Так нам удалось посетить экспозицию музея, еще раз прикоснуться к недалекой истории нашей Родины, которая нанесла глубокую рану практически каждой российской семье, но показала величие духа нашего народа и силу русского оружия. Приносим большую благодарность экскурсоводу Борису, за замечательную экскурсию, а также Татьяне Зыченковой, организовавшей и оплатившей мероприятие.

 

                                                                  Евгений Бузоверов


Назад к списку