Газета прихода выпуск № 2 февраль 2020 года

“Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая”

(Акафист Рождеству ПресвятыяБогородицы)

Поле Куликово

Информационный листок Православного прихода Храма Рождества Пресвятой Богородицы

с. Степанъково. Выпускается с ноября 2005г.

№ 2 февраль 2020 г.

 

 Сретение Господне

Сколько разных встреч происходит в жизни нашей? Нет им числа! Случайных и запланированных, мимолетных и основательно - долгих, деловых, беспечных и роковых.  Люди все эти встречи, часто происходящие в жизни между ними, в понятийном восприятии своем, распространили и на явления природные, и даже на предметный мир, созданные человеком. И все эти встречи происходят либо по промыслу Божию, или вследствие попущения Божия.  В современном мире, городе, тысячи раз в течение дня встречаются пешеходы, машины и самолеты на улицах и в небе современного мира, усугубляя, часто, суету этой самой мирской жизни. «Встречается» и зима с летом, отражая наблюдательность и образность мышления человечества. Но самая главная встреча на земле произошла, все же, много веков назад, вначале Нового времени. Только святой апостол и евангелист Лука, из четырех евангелистов, повествует нам об этой необыкновенной удивительной встрече в храме Иерусалимском Лк (2: 22-38), которая, безусловно, произошла по Промыслу Божию. Сегодня мы читаем это евангельское повествование за Божественной литургией. И встреча эта положила началу нашему православному празднику, называемому Сретением Господнем. И как отмечают многие отцы Церкви, именно церковно – славянское слово «сретение» несет в себе глубокий смысл этого события, которое празднуется ныне нами. Встречаются равные особы, о которых мы ранее говорили, а здесь имеется в виду благое произволение меньших - сделать шаги навстречу большему: человеку идти навстречу Богу. Почему и слышим мы в начале читаемого сегодня текста: «Ко Евреям Соборного послания Апостола Павла» слова: «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр.7:7)

Встреча эта произошла в Иерусалимском Храме между старцем Симеоном и престарелой вдовой Анной, дочерью Фануила, и Младенцем Иисусом, принесенным Его Матерью и Иосифом Обручником в сороковой день по Рождению Младенца, для жертвенного приношения ради посвящения Первенца Богу и очищения Родительницы.

         Старец Симеон «был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:25-26).

И дождался, и увидел, и принял на руки свои, и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицеем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». (Лк. 2: 29-32).

         Святое предание о Симеоне - Богоносце позволяет нам глубже понять смысл и значение этого события и Праздника, рассказывая об Откровении Божием, ниспосланным Симеону в дни его работы в Александрии над переводом на греческий язык книги пророка Исаии. Тогда, прочитав слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он принял это за ошибку и решил было заменить слово «Дева» на слово «Жена». Ангел Господень остановил руку Симеона и предсказал ему непременно увидеть своими глазами исполнение этого пророчества. И как повествует предание, праведный Симеон в ожидании своем имел от роду к тому времени более трехсот лет жизни.

Сам же Симеон при этой встрече с Младенцем произнес пророческие слова. Они предрекли миру увидеть в Младенце Христе не только ожидаемого Мессию, но и Спасителя, Свет мира для всех верующих в Него. Святой Старец предсказал также о страданиях Пречистой Девы Марии, которые предстоит Ей взять на Себя. Это последнее пророчество праведного Симеона запечатлела икона Божией Матери, которую иногда называют «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец».

         Свои размышления над темой совершившихся пророчеств праведного Симеона, Святитель Николай (Велимирович), сербский богослов, выразил в таком стихе:

Пророчество старца точно сбылось:

Мерилом и мерой нам стал Христос,

Выбором счастья, мира и радости,

Но и предметом распрей и зависти.

Одних поднимает, других же низводит,

И рай отверзает, и Сам в ад нисходит.

То и другое людям отверсто –

Каждый бери по влечению сердца.

В рай со Христом! - наше сердце желает,

Мира и радости ждет и чает»

Сколько разных встреч происходит в жизни нашей? Нет им числа! Случайных и запланированных, мимолетных и основательно - долгих, деловых, беспечных и роковых.

Но самая главная, Благая встреча для всего человечества земли произошла в первом веке по Рождестве Христовом: Сретение Младенца Христа в Иерусалимском Храме святым праведным Симеоном, а вместе с ним, и всем верующим человечеством.

  Благодарим Бога за то, что и мы, грешные, ныне сподобились в православном храме молиться и славить Сретение Господне.

Настоятель протоиерей Георгий

 

В Неделю о мытаре и фаресее.

Братья и сестры, церковный календарь этого года вводит нас к подготовительным Неделям Великого поста. И сегодня Типикон предписывает нам использовать в богослужении Триодь постную, почему и на всенощном бдении мы слышим полную чувств покаяния стихиру, которая служит как бы эпиграфом ко всем оставшимся богослужениям этого церковного периода: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию».

       А за Божественной литургией читается ныне замечательная притча о мытаре и фаресее. Её рассказал своим ученикам, а вместе с ними и всем нам, Господь наш Иисус Христос. Лк. (18:10-14). Смысл её понятен, видимо, всем, но не все, к сожалению, через призму этой притчи увидят в себе фарисейский дух, закваску фарисейскую. Ревнители и держатели еврейского закона, фарисеи, своим возношением закрывают наглухо свою «дверь покаяния». Во времена Иисуса Христа они, по большей части, не занимали высоких постов, но для еврейского народа оставались духовными лидерами и авторитетами. Бытовала такая пословица: «Если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы непременно фарисей»

Возношение себя как учителя, как наставника, опасная сторона «духовного роста». Тогда рост может пойти совеем не в нужную сторону. Вместо смирения и поисков Божьей правды происходит тогда подмена Божьей правды, Божьего предания – лукавством и человеческими преданиями. Мф. (15:8,9) «Этот народ чтит Меня лишь устами, но сердцем далек от Меня. Тщетно их богопочитание: человеческим заповедям учат они, как Моим».

Фарисей, в так называемой, молитве своей ищет аргументации, показывающей всем свою высокую духовность, прибегая к сравнительной оценке себя с другими людьми.  Но эта аргументация – есть мирское мудрование. Она не принята Богом. Богу угодна не «словесная оболочка» покаяния, а истинное сердечное покаяние. Только таковое - может очистить сердце и душу от греховной нечистоты. Почему и в притче этой мы видим, что Бог принимает совсем малословную, богословски не выверенную молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Братья и сестры, ежедневно и мы перед своими молитвами произносим вслед за евангельским мытарем эти простые слова покаяния. Пусть не привыкнет никогда наше падшее существо к звучанию этих привычных слов, отверзающих не только уста, но и наши сердца и души.

Настоятель протоиерей Георгий.

 

В Неделю о блудном сыне.

Евангельский рассказ о блудном сыне, который мы читали сегодня за Божественной литургией, представляющий собой притчу, рассказанную Самим Господом нашим Иисусом Христом, давно «вышел» из Евангелия

от Луки (15: 11-32), чтобы «вселиться» в молитвы, тексты церковных канонов и стихир, и даже тексты многих светских книг, просвещая и наставляя падшее человечество на путь спасения. Текст этой притчи, по названной нами причине, среди других евангельских притч и рассказов, хорошо известен каждому, даже не церковному человеку.

Младший сын ушел из дома отца и познал все «прелести» мира сего, неожиданной новизной, захватившей все его существо. Сколько нового, нетрадиционного сумел увидеть в этой жизни без отца младший сын. И отверг он многое то, что было традицией в доме отца, и, увлеченный этим нетрадиционным путем, все больше незаметно для себя попирал Закон Божий, доколе не пришел в состояние тяжкое и ужасное, заставившего его понять свою неправедную жизнь.  Смог понять и покаяться, отчего и стал главным персонажем этой замечательной поучительной притчи.

Познавать жизнь без Отца – великая опасность для сыновей. Уйти от традиции – это значит, умалить роль отца, отвергнуть не только его опыт, но и саму личность его. В итоге такого нетрадиционного пути происходит деградация человека, истинная трагедия.

Жизнь показывает, что не все блудники и не всегда возвращаются в дом Отца. Они соединяются и объединяются в своем грехе, чтобы убедительней противостоять традиции Отца, защищать свою греховную, страстную жизнь. В наше время мы видим, как образуются гражданские браки, свобода соединения в которых диктуется желанием человека освободиться от любых ограничений морально – этического и нравственного, да и экономического характера. Стремление к такой свободе дает повод некоторым нетрадиционно – ориентированным членам общества, вступать даже в, так называемые, однополые браки и отстаивать их «легитимность». Как дальше может современное общество повести по пути погибели семью – трудно представить!

Уже эта нетрадиционная семья дает повод увидеть «адовы перспективы» для общества. Выйти с этого состояния, этого дна, совсем непросто. Откуда возьмется в нас тогда благая мысль и благое наше произволение – увидеть свое скорбное состояние души, и, увидев, найти силы души и тела на покаяние пред Отцом, на возвращение в отчий дом. Младший сын испытал на себе многие страсти, но смог все же придти, возвратиться в дом Отца. Отец с милостью простил своему сыну все его грехи, принял в дом свой, восстановил его в сыновстве, устроил ему праздничный стол. Яркий образ младшего блудного сына, вернувшегося с покаянием в дом Отца, дал и дает множество размышлений всем, читающим эти евангельские стихи. Они особенно уместны и полезны нам в дни подготовки к Великому посту.

О старшем сыне меньше сказано слов. Он был бы образцом для подражания и примером всем нам, как истинно любящего сына, если бы принял своего гибнущего брата с такой же любовью, какой встретил Отец покаявшегося своего младшего сына. Как это часто наблюдаешь в нашей жизни, когда люди, не сотворившие в своей жизни страшных грехов, как они сами про себя это думают, не могут без раздражения и даже злобы воспринимать известие о том, что человек известный своей безбожной и грешной жизнью, вдруг обратился к Церкви. Тогда в уме и сердце их идет осуждение всем тем, кто служит в церкви, кто принимает и допускает до исповеди таких грешных людей. И все это не ново, все это повторяется. Возношение себя над другими, зависть – страшные грехи, способные разрушить, погубить все то благое, чем была наполнена жизнь этих людей и старшего сына из притчи, не покидавшего дом Отца.

Вспомним другой евангельский рассказ о том, как Господь вошел в один дом, где блудница помазывала тело его миром и отирала власами своими и лобызала Его ноги.

Фаресеи, присутствующие здесь, осуждали самого Иисуса, помышляя о том, что если бы Он был тем, за кого себя выдает, то ведал бы о том, что жена, которая прикасается Его – блудница. Также и старший сын из нынешней притчи не только не мог простить грехи своего брата, но и осуждал поведение Самого Отца.

Церковь святая, готовя нас к аскетическому подвигу Великого поста, учит нас истинному глубокому покаянию. Такому, которое обнаруживают мытарь и блудный сын, и, одновременно, Церковь предостерегает нас от возношения и зависти, какие являют собой фарисей и старший сын из рассказанных святым евангелистом Лукою двух притч о мытаре и фаресее, и о блудном сыне, читаемых в истекшие подготовительные недели февраля.

Настоятель протоиерей Георгий.

 

Неделя мясопустная. О Страшном Суде.

Третья подготовительная неделя к Великому посту рассказывает нам о последних временах жизни на земле, о Страшном Суде. Как и в две первые подготовительные Недели, святой Евангелист Лука, а в Неделю третью, святой Евангелист Матфей, доносят до нас слова Самого Сына Божьего, Сына Человеческого. Читаемый сегодня евангельский текст о страшном Суде Мф. (25: 32-46) не являет собой притчу, а является пророчеством о последних временах, прореченным Самим Судьёй Праведным.

О предстоящем Суде, о Судье и о Жизни Вечной вспоминает народ божий соборно за каждой Божественной Литургией, исполняя Символ Веры:        «…И сидящего одесную Отца, и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца…» - каждый раз за Божественной Литургией соборно вспоминает народ Божий о предстоящем суде, о Судье и о Жизни после жизни.  О предстоящих временах последних дней и о суде, на который предстанут не только, живущие на земле, но и мертвые, говорит Апостол и Евангелист Иоанн, любимый учение Господа Иисуса Христа, в Евангелие своем, в главе 5.  «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну».  Ион. (5: 22) «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. ..Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия  и изыдут творящие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – воскресение осуждения» Ион. (5:25,26,28). Тот же Иоанн Богослов, Тайновидец, в своем Откровении глаголет: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Ап (20:12).

         В чтении сегодняшнего Евангелия от Матфея о страшном суде мы слышим пророчество о последнем времени и о Суде. Как и все пророчества – это пророчество, произнесенное Сыном Человеческим, исключительно просто и образно, для того, чтобы до каждого слушателя мог дойти Голос Пророка и Судьи. Несколько раз повторяются слова, обозначающие дела человеческие с утвердительным смыслом и отрицательным, обозначающие по простой логике: сделал или не сделал. Напитал, напоил, принял, одел, посетил или не сделал всего перечисленного этого.

И конечно, духовно верно надо понимать эти слова Судьи праведного, о чем хорошо говорит В.М. Лопухин в своей толковой Библии. «Небесный судья не походит на земных судей, Он всеведущ и наперед знает тайны человеческого сердца, для Него не будет надобности в допросах и расспросах, как это делают обыкновенные судьи».  И совершенно очевидно, что Церковь Святая не хочет запугать человека предстоящим судом, но желает побудить в каждом человеке стремление к совершению дел любви и милосердия. Вера – это фундамент будущего Царства, но для того, чтобы нам стать участниками его строительства и войти в него - надо связать камни фундамента веры раствором, цементом христовой любви.

Заметим, братья и сестры, что Праведный Судья осуждает тех, кого поставил ошуюю Себя не за то, что они совершили злые дела, а зато, что они не совершили добрых дел! Для нас всех современных людей в этом особое поучение. Мы все стали очень «умные», научились показному смирению, стараемся часто не «вмешиваться» в чужие дела, не замечать тех обстоятельств, которые побуждают нашу совесть принести ближнему своему милость, помочь ему в преодолении тех или иных трудностей. И не обязательно для оказания милости своему ближнему искать пути к заключённым или больным, надо быть неравнодушным к ближним своим, научиться истинной любви и проявлять дела веры и любви. Бог каждый день предоставляет всем нам такой повод и возможность.

Настоятель протоиерей Георгий.

 

История далекая и близкая.

Историческая судьба сретенского прихода села Афанасова.

В апрельском номере приходской газеты с. Степаньково «Поле Куликово» за 2017 год [1] читатели узнали об исторической загадке, которая сложилась в отношении одного из приходов нашего благочиния, входящего в историческом прошлом в Селецкую десятину Московского уезда в селе Афанасово. Уже в начале XX века один из известных исследователей истории русской Церкви, московский священник Николай Скворцов отмечал, что теперь, т.е. в 1903г., Афанасово снова небольшая (около 10 дворов) деревня в приходе села Виноградова – в 4-ех верстах от церкви [2]. Когда же названный приход стал приписным и когда, и каким образом Сретенский храм исчез - автор указанной работы не знает. В то же время, по обнаруженным церковным документам,  отцу Николаю  стало известно о том, что хозяин сего села, князь Сергей Урусов, получил разрешение на слом ветхого деревянного храма в своей вотчине, села Афанасова, и построении вместо него новой деревянной церкви с таким же наименованием в 1757 году.« Князь Урусов в 1757 году 15 сентября, в прошении в Московскую Духовную Консисторию, писал, что в вотчине его Афанасове, стоящая церковь во имя Сретения Господня от многих лет пришла в великую ветхость,  и просил дозволения сломать её, и на том же месте построить вновь деревянную же церковь в то же именование. Разрешение дано было 28 ноября того же года (Архив Московской Конторы Святейшего Синода 1757 г. №765). Когда уничтожена церковь в Афанасово, неизвестно” [2].  Такую загадку оставил нам исследователь церковной истории. Более того, в указанной работе отец Николай ничего не говорит о документах архивных, подтверждающих факт построения и освещения новой названной Сретенской церкви.  Видимо, не обнаружил тогда отец Николай таких документов, подтверждающих построение и освящение нового Сретенского храма в селе Афанасово, а работал он, как известно, преимущественно, в архиве Московской Духовной Консистории. Каждому церковному исследователю известно, что постройка и освящение храма сопровождаются обычно появлением многих документов церковных и светских, связанных с разрешением на архитектуру, на использование земли, требованиями на содержания клира, на освящение церкви и выдаче антиминса и с др. вопросами, по компетенции и ответственности многих официальных инстанций. Если построенную часовню и можно «потерять» в изобилии хранящихся документов, на неё требуется совсем немного документов, то храм «потерять» аналогичным образом практически невозможно. Кроме того, построенный на высоком сухом месте деревянный храм, стоит, как правило, не менее сотни лет. Вот и указанный тот старый сретенский храм, по данным отца Скворцова, простоял с 1666 года до 1757 года. Следовательно, планируемый вместо него новый деревянный храм, мог простоять бы примерно до 1860 года. Но никаких «следов» для исследователей этот потенциально построенный храм так и не оставил. Стоял, но «незаметно» – это, конечно, совсем маловероятно. В связи с этим автор настоящей статьи сделал предположение, что храм этот так и не был построен князем Урусовым, не был построен по каким – то жизненным обстоятельствам, сложившимся тогда вокруг села Афанасова [1].

Недавно среди документов Московского архива (ЦХД до 1917 года), было обнаружено дело, название которого относилось к вотчине Урусовых, селу Афанасово [3]. Указанное дело позволяет определенно сказать о судьбе названного сретенского прихода села Афанасова. Новый деревянный Сретенский храм, хотя и был построен князем Урусовым, примерно в 1757-1758 годах, но длительное время оставался незавершенным и неосвященным. А впоследствии, как стало нам понятно теперь, в связи с обстоятельствами, изложенными в найденном деле[3], Сретенский храм так и не стал приходским храмом в селе Афанасово. Следовательно, можно утверждать, что как самостоятельный,сретенский приход села Афанасова прекратил свое существование еще в 1755 году, когда ветхая церковь была разобрана. 

Главным содержанием указанного дела является свидетельство служившего тогда в Сретенском храме села Урусова священника Василия Александровича о состоянии храма и вотчины князя Урусова.  Показания его к указанному предмету в материалах дела вызывают доверие у исследователя. По его словам, деревянный ветхий храм Сретения Господня был разобран хозяином еще в 1755 году, заметим, что еще до обращения князя в Московскую Духовную Консисторию с просьбой о построении нового деревянного храма в 1757 году. Из его же показаний следует, что князь начал строить новый деревянный храм, строительство которого не было завершено до конца, но позволяло, видимо, названому священнику служить в нем вечерни и утрени, а для участия в Божественной Литургии прихожанам села Афанасова (то есть, дворовым людям и крепостным крестьянам Урусовых) приходилось ходить в Троицкий храм села Троицкого - Шереметьева, где было в ту пору два престола. Личность священника Сретенского храма, Василия Александровича, подтверждается другими архивными документами, например, делом [4] за 1752 год (лист 261), в котором священнику показано 34 года. Жене его, Доминики Андреевной 28 лет, дочери Анастасии 10 лет. Из дела [3] следует, что священник Василий Александрович, поставлен священником к этой церкви в 1746 году. И это не противоречит данным другого дела указанного архива [5] за 1738 год, представляющего собой исповедные росписи прихожан по с. Афанасову. Из него видно, что в этом году был еще жив отец князя Сергея Григорьевича, Григорий Алексеевич Урусов, так как именно он указывается вотчинником в названном документе. А священником Сретенского храма в то время указан некто Василий Степанов, которому на ту пору показано 58 лет, и, видимо, двое его сыновей занимают в указанной церкви должности Дьячка и Пономаря.

Ранее нами предполагалось[1], что ближайшим приходом к селу Афанасову является приход села Троицкого - Шереметьева (не более 2,5 верст). И как мы видим из содержания дела [3], отец Василий рассказал, что прихожане села Афанасова стали ходить на Божественную литургию именно в село Троицкое. Очевидно, на это было получено разрешение от священноначалия, возможно, устное. Очевидно и то, что такая ситуация сохранялась до того времени, пока крепостные крестьяне Урусова не перешли к другому помещику.

 Из названного дела также становится ясно, что отец Василий тогда писал прошение в духовное правление в связи с тем, что хозяин стал лишать его руги. Причину этого священник видел в обстоятельствах, сложившихся вокруг вотчины князя Урусова и раскрывает, видимо, тайну, главную причину в трудностях не только служащего на приходе священника, но и названного помещика. «В 1763 году заложил оный Князь село свое Санкт-петербургскому губерн - канцелярии прокурору Федору Михайловичу, сыну Колокольцеву, и просрочился, почему ныне ему, Урусову, и отказано, а мне как в деньгах, так и в хлебе руги не дано, о чем я просил Князя, но он велел гнать меня со двора». Священник этот просил Консисторию учинить ему письменное разрешение для поиска ему места служения в другом приходе.  Последнее такое прошение начальству, изложенное в рассматриваемом деле, подано отцом Василием в 1767 году. «Нашла коса на камень». Видно, что совсем не мог уже служить здесь священник Василий Александрович, о чем и писал начальству, и не хотел его иметь у себя в служителях и князь С.Г. Урусов. Последний подал в Московскую Духовную Консисторию прошение на рукоположение к нему, в Сретенский храм, подходящего служителя. Им оказался пономарь Дорофей Никифоров, служившей в церкви Георгия Победоносца на Всполье, что входила в Никитский сорок г. Москвы. Необычным для этих событий становится то, что храм новый, деревянный не был готов к служению и не был освящен многие годы. Прошло уже почти десять лет с начала строительства храма, но по данным из рассмотренного архивного дела [3], следует, что он не был готов к освящению. Это дает повод к тому, чтобы полагать, что открытая в материалах названного дела священником сретенского храма тайна о закладке села князем, могла стать основной причиной, не позволившей Урусову завершить строительство церкви и освятить её.  Возможно, что и священник неполноценного, неосвященного храма в приходе нужен был помещику как «требоисполнитель»: для крещений, отпеваний и молебнов для прихожан села Афанасова: дворовых людей и крепостных крестьян Урусовых. Но почему же прихожане села Афанасова стали посещать Владимирский храм села Виноградова [2], отстоящий территориально дальше от села Афанасова, чем Троицкий храм села Троицкого – Шереметьева, который посещали они ранее [3]? Другие найденные архивные дела [6] и [7] того же архива позволяют ответить и на этот вопрос. Из пятой ревизской сказки вотчины Фон-Бкендорфа [6], становится ясно, что Афанасово уже стало сельцом, которое 3 июня 1790 года, вместе с другим сельцом Б. Грезново, досталось его супруге по наследству от умершего генерал-аншефа и разных орденов кавалера Александра Ивановича Глебова.  Когда же крестьяне Урусова перешли в собственность А.И. Глебова – неизвестно. Девятые ревизские сказки дворовых и крепостных крестьян 1850 года, с указанием их помещиков [7], позволяют еще раз удостовериться, что интересующее нас селение Афанасово с крестьянами вошло в вотчину Фон-Бекендорфа и называется сельцом, приписанным к церкви села Виноградова. В названном документе среди селений, принадлежащих указанному помещику, написаны: село Виноградово, сельцо Воскресенское (Грибки тож), сельцо Б. Грезново, сельцо Афанасово, деревня Горок. Таким образом, к тому времени, уже, по крайней мере, 60 лет сельцо Афанасово принадлежало Фон-Бекендорфу, доставшееся супруги его, Елизавете Ивановне по наследству, что подтверждается вышеуказанными архивными документами. 

Таким образом, достоверно, мы можем сказать, что, как самостоятельный, Сретенский приход в селе Афанасово перестал существовать уже в 1755 году, когда князь Урусов разобрал ветхий деревянный храм, по свидетельству священника Василия.

[3]. Из указанного дела стало ясно, что прихожане бывшего Сретенского храма стали вначале прихожанами церкви села Троицкого-Шереметьево [3], а затем, видимо, перейдя в собственность генерал-аншефа Глебова, стали прихожанами Владимирской церкви села Виноградова [7]. Когда это произошло, и сохранился ли в архиве документ, подтверждающий переход крестьян села Афанасова князя С.Г. Урусова в собственность генерал-аншефа А.И. Глебова, сказать пока невозможно.

В настоящее время в Сретенском храме древнего села Афанасова возобновлена молитвенная полнокровная жизнь. Приход новый возник здесь как приписной к Троицкой церкви, а затем приобрел статус самостоятельного прихода. Более двух веков (!) деревня Афанасово жила в молитвенном безмолвии, чтобы в наши дни открыть для верующих Царские Врата за Божественной Литургией в Сретенском храме древнего села, а вместе с этим и историческую тайну для всех тех, кто любит историю своего края.

Источники:

[1]История далекая и близкая. Поле Куликово апрель 2017 г №3

[2] Уничтоженные в Московском уезде церкви св. Н.Скворцов  МЦВ №43 1903лл.469,470

[3] ЦИАМ (ЦХД до 1917г) ф.203оп.755.д.311

[4] ЦИАМ (ЦХД до 1917г) ф.203 оп 747 д.1927 (тетрадь 5 тв лист 76)

[5] ЦИАМ (ЦХД до 1917г) ф203 оп 747 д.8

[6] ЦИАМ (ЦХД до 1917г) ф.51 оп 16 д. 697

[7] ЦИАМ (ЦХД до 1917г) ф.51 оп 8 д. 582        

Настоятель Богородицерождественского храма в Степаньково протоиерей Георгий Троицкий

 

 

Встреча была, но не состоялась

Так, афористически, я назвал свое посещение выставки, посвященной одному из лидеров советской эпохи - Маленкову Г.М.[1]. Много документов представлено на этой выставке, но прочитав и изучив все это, не каждый вынесет одно и то же суждение о главной персоне выставки. Равно как нет одинаковых мнений и суждений о всех других лидерах Советской эпохи. Часто,правда, эти мнения имеют полюсный характер. И многие «здравомыслящие» сограждане наши скажут, что это нормально, когда у нас разные мнения. Я же скажу, что это не совсем или даже совсем ненормально, потому что все исследования деятельности и жизни лидеров советской эпохи касаются внешней стороны их жизни. Нет глубины и истины в таких исследованиях, потому, что они совсем не касаются души человека. Как бы сказали математики, содержательное «усечение» модели сделано грубо. Может быть здесь повинен «синдром атеизма» характерный для нашей эпохи?

В частности, совсем выпускается из поля этого исследования религиозная составляющая души человека. Удивительно, что в этой конкретной судьбе Георгия Максимилиановича, даже его сын, ученый человек, доктор биологических наук, Андрей Георгиевич Маленков, молчит, ничего не говорит о религиозности своего знаменитого родителя. А ведь тот факт, который известен простому обывателю, к каким отношу и я себя, и связанный с участием Г.М. Маленкова, после того как он был устранен из властных структур, в церковных службах как чтеца, много стоит. И в судьбе Георгия Максимилиановича эта часть жизни его, изгнанного из партии и руководства страной, и есть то самое главное, что и сохраняло, возможно, его жизнь в условиях доносов и террора, к которым и он сам оказался причастен. Эта «незаметная» часть его жизни и вызывает интерес религиозного человека, который всегда радуется восхождению души, освобождению от грехов, часто, навязываемых всей окружающей средой.

         Уважаемый Андрей Георгиевич, неужели и вы считаете религию – опиумом для народа? Ну, просто не верится! А, если это не так, то почему тогда молчите, не рассказываете нам главного, что есть в судьбе вашего родителя? Настоящий ученый, если он не политик, никак не может отвергать Бога. История развития науки и техники убедительно говорит нам об этом. Великие ученые мужи, имеющие не поврежденный интеллект, были глубоко верующими людьми. И великая глупость признавать Сталина экстрасенсом, привлекая для аргументации этого авторитет Мессинга. И не потому, что терминология «экстрасенс» родилась в восьмидесятых годах XX в. в недрах лаборатории Биоэлектроники Москвы, а потому что явления сакрального порядка принадлежат духовному миру, познать который в полноте, а тем более  управлять которым, человечеству не дано. Этому может верить только атеист, либо человек, поврежденный духовно, который сам не верит в невидимый мир, созданный Богом, но поскольку не способен, он атеист, опираясь на рациональные знания, признать многие факты в жизни, вытекающие из Откровения Божия, то верит в откровенную «чертовщину».

          Иосиф Висарионович от природы был, видимо, человеком весьма религиозным. К сожалению, в характере своем от природы помимо ума и воли, он имел еще некое свойство чрезмерного доверия к своим собственным чувствам и переживаниям. Среда семинарии, где он учился, напрягла его внутренние переживания в поиске истины так, что он раз и навсегда разделил веру в Бога и веру в Церковь. Почему и оказалось возможным для него, имеющего веру в Бога, пойти против Церкви, как института несовершенного и не полезного. Только Бог знает, когда эта ложная установка души сделала Иосифа Висарионовича болезненно - мнительным. А может быть – болезнь эта имела наследственные корни?  Есть воспоминания о том, что медицинское освидетельствование Сталина, выявило у него некое психическое заболевание [2[. Вопрос этот сам по себе сложный, плохо решаемый. Но то ли паранойя, то ли другая болезнь психики жила в вожде, о чем мы знали из неофициальных источников. По поводу личности Сталина можно сказать, что он имел великий, но «деформированный интеллект». Кажется, что такое невозможно, но примеров в жизни аналогичной «аномалии души» не так уж мало. Вспомним даже нашего великого писателя Льва Толстого. Он также имел «деформированный интеллект», так как православное учение, хранимое и оберегаемое отцами церкви, не воспринималось его душой, которая находилась в поиске не Бога, а методов «корректировки» православия.

 Когда те или иные исследователи жизни и деятельности Сталина, опираясь на рациональную науку, логику и документы, пытаются дать ту или иную аргументацию его жизни и поступкам, то и простой человек, читающий эти версии, да и, часто, сами они, понимают, что не очень они убедительны.

         Очевидно, что Иосиф Висарионович имел религиозное мировоззрение с детского возраста. В душе его немалую роль занимали народные предания, которые он впитал и принял с детства с абсолютной верой. В числе них и то предание, которое он рассказал Л.И. Сосновик, гуляя с ней по территории дачи Буденного [2]. Перескажем здесь его коротко. «В древние времена для защиты от врагов жители Тифлиса строили вокруг города высокую стену. Но стена обрушалась вскоре же после её возведения. Строят – строят, а она падает. Тогда люди обратились к старцу. Старец сказал, что для того, чтобы стена стояла нужно в ней замуровать молодого человека. Требовалась жертва. И одна мать пожертвовала ради этого общего дела своего родного сына. И тогда - высокая стена была выстроена вокруг Тифлиса, и больше никогда не падала».

«Вот почему грузины любят свой народ и уважительно относятся к женщинам» - такими примерно словами Сталин заключил этот рассказ и еще добавил, что это действительная правда и что ему рассказала это его бабушка, которой, в свою очередь, рассказывала ей её бабушка.

         Может быть, Сталин не однажды вспоминал это предание, когда в стране проводилась очередная чистка партии.

         Невозможно предположить, что Сталин, обладая прекрасным умом и неким даром предвидения, не знал того, что его окружающие, подчиненные развернули в стране кровавый террор по уничтожению «шпионов и врагов народа». После смерти Сталина все они скажут, что в этом повинен «культ личности» вождя. Скажут…и тут же совершат суд над своим соратником, Л.П. Берией, такой же по форме и аргументации, что до сего дня нельзя понять, когда и кто расстрелял этого «шпиона и врага народа». Слава Богу, что среди этих шпионов не оказалось Г.М. Маленкова, конец жизни которого явил, как хочется верить, глубокое спасительное покаяние души. Именно об этой части жизни Георгия Максимилиановича хотелось бы узнать более подробно. Видимо и Маленков от природы был весьма религиозным человеком. Наверняка, ребенком он ходил в храм, знал песнопения и молитвы, которые читались на богослужении в храме Оренбурга в его раннем детстве. Почему и потом, после 60 -ти годов, уже в своей старости, Георгий Максимилианович легко вспомнил чтение церковно – славянских текстов Псалтири и др. богослужебных книг. Очевидно, что Георгий Максимилианович исповедовался и причащался Святых Тайн.

          Ленинградское дело, еврейское дело, дело по аресту Л.П. Берия и другие дела, участником которых был Маленков, получившие отражение в документах на просмотренной выставке, не позволяют прийти к некоторому итоговому выводу в отношении лидера советской эпохи, каковым, несомненно, был Георгий Максимилианович Маленков.

         В процессе просмотра этой выставки автор этих строк спросил у одного из экскурсоводов об религиозных взглядах и духовной жизни Маленкова, на что получил ответ, означающий, что об этой стороне жизни Маленкова ничего неизвестно. Все – таки, так или иначе, надо и хочется знать историю своей страны, жизнь и деятельность тех лидеров, которые в разное время во многом определяли экономику, политику, культуру и оборону страны. В выставочных залах Федеральных архивов Москвы мне хотелось бы встретиться с личностью советского лидера, бывшего вторым лицом в стране, Георгием Максимилиановичем Маленковым, в той или иной мере, определяющим будущее лицо страны, изгнанного из властных структур, пережившего эпоху репрессий и гонений на Церковь, и пришедшего к православной вере и, хочется верить, к покаянию. И когда я покидал залы выставки, невольно, про себя подумал: «Встреча была, но не состоялась…»

5.02.2020 г  Мытищи настоятель протоиерей Георгий

[1] Историко – документальная выставка «Лидеры Советской эпохи. Маленков Г.М.» Москва, зал Федеральных архивов. 24 декабрь 2019 – по 9 февраля 2020 

[2]-Беседа (интервью) с Л.И. Сосновик, состоявшаяся на её московской квартире 28.02.2006 года – 2 видео диска.


Назад к списку