Газета прихода выпуск № 3 март - апрель 2020 года

“Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость  спасения миру возвестившая”

(Акафист Рождеству ПресвятыяБогородицы)

Поле Куликово

Информационный листок Православного прихода Храма Рождества Пресвятой Богородицы

с. Степанъково. Выпускается с ноября 2005г.

№ 3 март - апрель 2020 г.

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского.

     Возлюбленные братья архипастыри и сопастыри, монашествующие и миряне!

     Дорогие братья и сестры!

     Приближается благодатное великопостное время. Чада церковные ожидают его с нетерпением, дабы в радости вступить на стези воздержания, покаяния и молитвы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил об этом так: «Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, — мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах».

     Состояние человека, шествующего по пути Святой Четыредесятницы можно уподобить переживаниям приточного блудного сына, воспоминание о котором приходится на один из приготовительных к посту воскресных дней. «От Твоея удалившися Отче любве, и вольными стремленьми сластей порабощена, обращаюшася яко блудного приими: Един бо еси Многомилостив» (Понедельник 3 седмицы поста, тропарь 9 песни канона на утрени).

     Время течет быстро. Скорость смены событий в человеческой жизни, со всеми ее суетными заботами, переживаниями и тревогами, подчас настолько поглощает внимание человека, что в его сознании затуманивается главная цель бытия — стяжание спасения души для вечности. И вот наступает пост. Святая Церковь приходит на помощь и обращается к каждому из своих чад с призывом остановиться, упорядочить свой внутренний мир, отложить в сторону все сторонние попечения, в целомудрии и воздержании обратится мыслями к своему Творцу и Благодетелю — Господу нашему Иисусу Христу, постараться исправится, прибегнуть к благодатному Таинству Покаяния, приступить к Святой Чаше, дабы в Причастии соединиться со Спасителем.

     Великопостные богослужения, которые со стороны могут показаться весьма продолжительными, открывают перед душой, ищущей очищения и молитвы, необъятный духовный мир, через соприкосновение с которым уврачевываются горести и печали, обретается видение праведного пути ко спасению.

     Важно памятовать, что подвизающийся во время Великого поста делает это ради Господа, а не для удовлетворения внешнего тщеславия. Сам Христос сказал об этом: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6:17-18). Не стоит также сосредотачивать все свое внимание на пище: что вкушать, а чего не есть. Здесь легко впасть в формальное и горделивое по сути упрощение, от которого предостерегал святитель Василий Великий: «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи».

     Существенно, чтобы пощение было нелицемерным и соответствовало физическим возможностям постящегося, а главное — сопровождалось возгреванием в сердце любви к Богу и ближнему. Напомню потрясающие по силе слова Господни, реченные через пророка Исайю: «Вот пост, который Я избрал: … угнетенных отпусти на свободу, … раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его… Тогда откроется, как заря, свет твой… и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»(Ис.58:6-8)!

     С наступлением Великого поста хочется обратиться и к тем, кто по каким-либо причинам еще никогда не постился. Призываю всех Вас прибегнуть к Божественному милосердию. Не откладывайте на будущее то, что следует сделать уже сегодня! Если кто изнывает под бременем совершенных грехов, — не бойтесь, покайтесь и получѝте прощение, как преподобная Мария Египетская, в первой части своей жизни являвшая собой предел падения, а после обращения к Богу — достигшая вершины святости. Если кто смущается, что не знает правил церковных или чего-то не понимает в богослужении, придите в храм как в родной дом, чтобы исцелить душу свою и услышать обращенными лично к себе слова апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19).

     В великопостный период мы готовимся светло праздновать Воскресение Христово. Желаю Вам, дорогие мои, чтобы подобно мудрым девам (см.: Мф. 25) встретили Вы восставшего от гроба Спасителя мира со светильниками души, исполненными елеем веры и любви, покаяния и милосердия, благотворительности и доброделания, и в пасхальной радости неосужденно ликовали о торжестве вечной жизни!

     Дни святого поста близко, и я прошу у всех вас, возлюбленные, прощения, если в чем согрешил словом, делом и помышлением, и всех сам со своей стороны прощаю.

     Господь благодатию и щедротами Своего человеколюбия да благословит и помилует всех нас!

 Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский

 

В Неделю первую Великого поста. Торжество православия. Первое и второе обретение главы Иоанна Крестителя.

     Почему в начале нашего аскетического делания Церковь Святая установила в первую Неделю Великого поста день, называемый Торжеством православия? Видимо для того, чтобы все мы истинно ощутили в начале своего поста свою причастность к Святой Соборной Церкви, являющейся единственной восприемницей неискаженного Божьего Откровения. И это торжество и состоит в том, что это неискаженное восприятие Божественной Истины совершилось еще при земной жизни Спасителя. «Я победил мир» - сказал Господь, и в победе этой немаловажное значение имело понимание этого теми, ради которых Сын Божий пришел в этот мир. В своей Первосвятительской, прощальной молитве к Отцу Небесному, Он скажет: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои и Ты дал их Мне и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне от Тебя есть. Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им,  они приняли и уразумели истинно, что Я изошел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.» (Ин.17: 6-8) 

     Ощущая свою немощь и ограниченность в духовном делании важно осознать всем нам все же, что мы часть Соборной Церкви, мы члены Православной Церкви, являющейся Единственной восприемницей неискаженного Божьего Откровения. Поврежденная грехами человеческая природа не способна сама познать Бога. Это и отражается в религиозной жизни всего человечества наличием огромного количества религиозных течений, церквей, организаций и сект, претендующих на истинные духовные знания. Бог не оставил человечество в опасном незнании – Сам известил ему о Себе. Святое Писание, Святое Предание – верный путь в нашем спасительном пути. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ион.5: 39) – сказал нам Сам Спаситель. Но некоторые «исследователи» своим поврежденным умом внесли свои «коррективы» в понимание Божьего Откровения. Сам Христос сказал «исследуйте» но не сказал Он – «искажайте». А это искажение и породило великое число в мире различных религиозных течений, церквей, дающих повод некоторой части человечества критически отвергнуть все это существующее и провозгласить себя атеистами. Отвергнуть и плохое, и полезное. Так проще. Разобраться трудно, но  отвергнуть все, считая религиозное мировоззрение «дурманом» - дело совсем простое. Правда, в жизни своей такой атеист, когда встречается с тем, что невозможно объяснить с позиций атеизма, становится неожиданно для себя и окружающих верующим, но верующим, простите, в «чертовщину». Чтобы уберечь мир от такой духовной порчи святые церкви учинили Вселенские соборы. Духом святым на семи Вселенских соборах святые отцы изложили и закрепили основные догматы истинной Православной Веры.

     Подобное познается подобным. Церковь Православная это философское изречение, преломив через призму своих догматов, вполне признало пригодным. А Никодим, учитель иудейский, будучи лицом духовным, пришедший к Иисусу ночью, никак не мог понять Божественного Учителя, не понимал он как стать подобным. И Господь ему открыл все в богословском, пророческом  виде, ссылаясь на Моисея, все то, что через Него должно совершиться. Что значит родиться духовно, откуда Иисус пришел, как Он будет распят на Кресте, Воскреснет и каждому человеку, взирающему на Распятого с верой, подобно еврею, взирающему на змию в пустыне иудейской, вознесенной на шесте, придет спасение. Все это, видимо, произвело впоследствии в Никодиме внутреннюю работу  ума и сердца. И мы знаем, что после распятия Христа, Никодим для Его погребения принес сто литров мира, чтобы помазать тело Его.

     Никодим был учителем иудейским, и ему потребовалось время, чтобы в поиске Истины, внутри себя преодолеть человеческое для принятия божественного. Из Святого Писания Нового Завета совершенно по- иному высвечивается личность другого учителя иудейского Гамалиила. Его душа имела высокий духовный потенциал, способный всегда принимать решения, позволяющие не только не отступить от истины, но и приближаться к ней. Вспомним как возмутил Петр с апостолами членов синедриона, когда произнес перед ними слово, изъясняющее чудеса творимые ими силою Воскресшего Господа Иисуса Христа Деян. (5: 27-32).   «Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же в синедрионе некто фарисей, именем Гамалеил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал извести апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! Подумайте сами с собой о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собой довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». Деян.(5:34-39). Божественное испытывается человеческим? Да, если человеческое это, способно принять духом святым истину, признать божественное, промысел Божий. Но это означает и то, что человеческое, принадлежащее одной личности, не всегда может видеть божественное и придерживаться его и верить в него. И это так.  Человек, принявший Дух Святой, постигнув Небесные Истины, не всегда, как человек, с поврежденной грехами природе, способен удержать это в своей человеческой жизни. Примеров этому немало.

     Соломон царь, испросивший еще до своего царского звания, благодать дара ведения, в конце своей жизни делами своими разрушал истинное благочестие. Первоверховный Апостол Петр, пламенея любовью к Господу Иисусу Христу, готовый всегда жизнь свою положить за Него, принявший крестные страдания в конце своей жизни, отступил от Него на время, отказавшись трижды от Христа. И сегодня, читаемые нами за Божественной литургией страницы Евангелия об Иоанне Крестителе, память которого сегодня отмечает наша Церковь,  рассказывают нам о том, что Иоанн Креститель, находясь в узах, послал своих учеников, чтобы разрешить сомнения. Чьи сомнения - свои, или своих учеников? «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне». Мф.(11:2- 6).

     Думается, что это сказал Господь: и Иоанну Крестителю, и ученикам его, и всем нам верующим в Него.  Духовное и телесное, человеческое и божественное живут в одном грешном теле, находясь в постоянном борении внутри под действием собственных и внешних факторов.

     Мы вспоминали здесь, как апостол Петр с  другими апостолами после Воскресения Христова, совершал чудеса силою Воскресшего Господа Иисуса Христа и дерзновенно перед  членами синедриона проповедовал Воскресшего Господа Иисуса Христа. Но знаем мы, как тот же апостол Петр, ответив на вопрос Божественного Учителя о Его Сущности, огласил всем присутствующим Божественную тайну: «Ты – Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что ни плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Мф.( 16:16-17).

     Но через некоторое время апостол Петр, услышав слова Спасителя о предстоящих Его страданиях, уединенно говорил и «прекословил Ему: будь милостив к Себе, Господи!  Да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн! Потому, что ты думаешь не о том, что Божие, но человеческое». Мф. (16:22-23).

     Человеческий ум склонен к критическому осмыслению реальности – и в этом, с одной стороны, положительная сторона духовного восхождения, но, с другой стороны, это может быть и трагедией, когда Божественные, Небесные Истины не принимаются под разными поводами и подменяются человеческой правдой. Есть, конечно, люди, живущие в простоте, принимающие все с наивной непосредственностью. Среди таких людей можно вспомнить самарянку, с которой встретился и беседовал Сам Господь у колодца Иаковлева. Ин (4:6-26). Заслуживает внимание то, что живущая в грехе, простая женщина обеспокоена не проблемами житейскими, а пониманием Божественных истин. И когда, в беседе с Господом об этом, она говорит,  что «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». Вот так:  в той же простоте, без богословских аргументов, Господь прямо открывает Свою Сущность этой простой женщине самарянке.

     В сегодняшнем Евангельском чтении за Божественной литургией мы становимся свидетелями общения Божественного Учителя с первыми учениками, будущими Апостолами. Нафанаил знает иудейские Законы, и, когда слышит от Филиппа, что они встретили Мессию, Иисуса из Назарета, подвергает это сомнению, говоря о том, что из Назарета не может быть ничего доброго. Иисус, с которым вскоре Нафанал удостоился встречи, хвалит его за это критическое осмысление реальности, говоря о нем, что в нем, как в истинном иудеи, нет льсти. Но при общении с Учителем  неожиданно оказывается, что Нафанаил свои знания иудейских законов подчиняет Божьей благодати и свое восхищение произносит вслух: «Равви! Ты Сын Божий, Ты – царь Израилев!» Ин (1: 49).

     Очевидно, что, среди будущих учеников Иисуса Христа, Нафанаил первым назвал Иисуса Сыном Божиим. Но Господь не определил ему быть первоверхновным апостолом, этой чести, как мы знаем, удостоился апостол Петр. В том общении Господь сказал Нафанаилу и всем верующим в Него: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Ин. (1:51).

     В том и торжество Православия, что человек способный принять Божие Откровение, по своей человеческой и греховной сущности может, порой, поколебаться, отступить от знания Божественных Истин, но соборность Церкви Святой Православной, сберегающая и охраняющая эти истинные Божественные знания, никогда не отступит от них и дает нам всем верующим путь и спасение до конца земной жизни. Потому, что Христос победил мир! Пойдем же, братья и сестры, за Христом и мы, очищая души наши от греховной грязи.

Март 2020 

Настоятель протоиерей Георгий

 

НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА - КРЕСТОПОКЛОННАЯ

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

     Сегодня, дорогие братья и сестры, в Неделю третью Великого Поста Святая Церковь с народом Божьим поклоняется Честному и Животворящему Кресту Господню. Для этого Крест Господень выносится на воскресной утрени из Алтаря на середину храма, где пребывает в течение четвертой седмицы, включительно до пятницы. Чин поклонения Кресту, по церковному Типикону, совершаем мы в Неделю 3-ю поста, а также в понедельник, среду и пяток четвертой седмицы.

     Кресту Твоему поклоняемся, Владыка,  и святое Воскресение Твое  и славим !

     Крест Господень – орудие нашего спасения, и все мы, православные христиане, давно это усвоили. С младенчества, после Крещения в святой купели, большинство из нас получает для ношения на персях изображения креста. На православных храмах блестят на солнце православные кресты, в Алтаре за престолом возвышается Крест Господень. На могилах наших православных предков стоят кресты, извещающие о Воскресении и жизни вечной. Поэтому все мы с любовью ныне поклоняемся и лобызаем Крест Господень, символ истинной Христовой любви и орудие нашего спасения.  И сегодняшний Евангельский рассказ за Божественной литургией  от Луки-  Лк (9:23-27),  подтверждает нам, что судьба наша связана от рождения до смерти с Крестом Господнем.  И эта связь предполагает не пассивное наше участие в нашем  спасении. Это же мне и всем нам Господь говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет её». Понятно становится, что для спасения нашего одного благочестивого поклонения Кресту и Его лобызания, совсем недостаточно. Нужно наше соучастие в том спасительном и жертвенном Подвиге, который взял на Себя Сын Божий и Сын Человеческий.  Неужели мы, современные христиане, немощные духом и телом, способны перенести те страшные крестные страдания, которые претерпел за нас Господь? Подобно Апостолом и мученикам за Христа? Подобно благообразному разбойнику, распятому вместе с Ним? Нет, братья и сестры, Господь освободил нас от таких страданий. Мы – люди Нового Завета, христиане по благодати, дарованной Им всем тем, кто уверовал в Него. И чтобы воспользоваться этой благодатью, мы должны по Его слову, отречься от себя. Отречься от плотских пристрастий и ценностей мира сего, не бояться пожертвовать своим плотским человеком ради человека духовного. В нашей духовной борьбе нет крови, нет ужасных орудий испытаний и палачей, но есть титаническое напряжение человеческой души: психических, душевных и духовных сил. Для чего и нужна нам аскетическая жизнь - пост и молитва, способные напряжения эти сделать бальзамом души, изменяющим жизнь нашу к праведному пути.

     В таинственном явлении рождения и смерти человека, как во всей его земной  жизни, Крест Господень играет исключительную роль. Напоминая нам всем о Воскресшем Спасителе нашем, Он разделяет уже здесь на земле добро и зло, показывает всем нам путь нашего спасения. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку его со свекровью её. И враги человеку – домашние его». Мф (10:34-36). Крест Господень превращается в духовный Меч. Но заметим, братья и сестры, что не всегда в жизни нашей такое духовное  разделение родных – от Бога. Гораздо чаще в жизни нашей, стараясь оправдать свою нелюбовь к ближним своим, свою неблагочестивую жизнь – мы ищем оправдание своей страстной жизни в заблуждении своих родных, вспоминая евангельские слова: «И враги человеку – домашние его».

     Истинная любовь наша ко  Христу и Кресту познается мерой нашего отречения от мира сего, мерой чистоты нашей души. Она, эта мера, у каждого своя. Однако всем, в стяжании этой любви, трудно бывает справиться и расстаться, порой,  с простыми плотскими страстями и греховными навыками, с мирскими привязанностями души, а, порой, и опытом внецерковной жизни.

     Крест Господень сегодня – в центре храма и в центре нашей души. Крест Господень ныне в нашем скромном духовном делании дает нам силу в победе над своим греховным человеком, силу в вере в Того, Кто добровольно взошел на него, пострадал, Воскрес и Вознесся на Небо и сел одесную Отца!

Настоятель протоиерей Георгий

 

Слово перед Святой Плащаницей на Вечерне Великого Пятка

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

     Сегодня, братья и сестры, мы являемся как бы духовными свидетелями событий Великого Пятка, когда после распятия и страданий на Кресте, тело Иисусово снимается со Креста благообразным Иосифом, благочестивым советником из Аремафеи. Он был  членом Синедриона и тайным учеником Иисуса  Христа. Мф (27: 57-61 ) «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил Его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился».

     Предание же рассказывает нам о том, что Иосиф снял с Креста тело Иисуса вместе с Никодимом, учителем иудейским. Это и подтверждает текст другого Евангелия от Иоанна Ин.(19:39-41) «Пришел также и Никодим, - приходившей прежде к Иисусу ночью, - принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи»

     И вот мы с вами, братья и сестры, предстоим ныне у гроба Господа нашего Иисуса Христа. Он лежит во гробе, как человек, перенесший страшные боли и страдания. Думается, что лицо Его прекрасно, глаза закрыты и напоминает Он спящего человека. Конечно же, вид  страдающего на Кресте Иисуса, а после и чудо Воскресшего Спасителя поглотило все чувства и мысли наблюдателей тех Вселенских событий, почему мы и не находим в Святом Евангелие ничего о лике положенного во гроб Иисуса Христа. Кроме того, по обычаю иудейскому тело покойного заворачивалось, видимо, в плащаницу с головой. Сегодня за службой Вечерни мы читали  составное Евангелие о страданиях Иисуса Христа, о Его страстях, как церковно издревле называют этот страдальческий подвиг Спасителя, на страстной седмицы Великого поста, которые Он добровольно принял за нас. « Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе,  с Отцем и Духом - вся исполняя Неописанный» - так православное богословие учит нас принимать эти события, в которых одновременно участвует Иисус, как истинный человек, и как истинный Бог.

     Великая Тайна, плохо понимаемая мирским умом. Бог, Троичный в Лицах, в предвечном Своем Совете нашел путь к тому, чтобы освободить от греховной гибели мир: Он возложил человеческие грехи на Сына Своего, на Господа Иисуса Христа. «И Он понес грехи наши, и мучим был за беззакония наши».

     Апостол любви, Иоанн Богослов, в послании своем 1 Ион.(5:6-8) говорит: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью и Духом, не водою только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном».

     А из Евангелия того же Иоанна к этому же свидетельству сегодня мы читали: « Но так как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и другого , распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тот час истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его». Ин. (19:31-35).

     Почему же Бог избрал путь нашего спасения через страдания Сына  Своего на Кресте? Многие богословы задавали себе этот вопрос, но так и не нашли ответа. А посему, по истечении многих веков с того времени, стало ясно одно: человек не может проникнуть в тайны Божия, если Сам Бог их не открывает человеку. Устами пророка Исаии Бог глаголет для нас: «Мои мысли – ни ваши, ни ваши пути – пути Мои, выше путей ваших, ни мысли Мои выше мыслей ваших» Ис (65: 4).

      Безграничная Любовь Бога - Отца, пославшего Сына Единородного на страдания, безграничная Любовь Бога - Сына, претерпевшего крестные испытания, безграничная Любовь Бога – Святого Духа, соединившего Небесное и земное  в тайне домостроительства – открывают путь для спасения нас грешных благодатью Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. И как восклицает апостол Павел: «Если Христос не Воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших….Но Христос Воскрес из мертвых, первенец из умерших». 1Кор. (15:17,20). И это главный плод нашей веры и главная суть тайны нашего спасения! Аминь.

Настоятель протоиерей Георгий

Апрель 2020

 

Духовенство, клирики Покровской церкви села Заболотья Переславского уезда Владимирской губернии и епархии.

     История любого прихода не может быть полноценной без сведений о церковных служителях, без тех, чьими молитвенными трудами открываются благодатные дары Церкви для всех верующих. Научиться духовной жизни самим и научить этому других, то есть прихожан храма, – вот та главная задача, которая возлагалась и возлагается на приходское духовенство всех времен: священников, дьяконов, дьячков, пономарей, псаломщиков - называемых клириками и причетниками.

     Приход Покровской церкви в селе Заболотье Переславского уезда Владимирской губернии был всегда двуприходным, или, иначе выражаясь, имел два клира, что определялось многочисленностью прихода. Клир церкви состоял из церковнослужителей, функции и названия которых определялись действующим на рассматриваемый период времени Уставом РПЦ. Издревле в клир приходских церквей входили: священники, дьяконы, дьячки и пономари. В городских соборах бывали псаломщики, которые не входили в духовное сословие, или, если сказать иначе, не имели духовного звания. После нескольких реформ, проведенных в Церкви, число штатных священно – церковно - служителей сократилось и с 1885 года клиры состояли из священников, дьяконов (как правило, только в городских храмах) и псаломщиков, которые вошли в духовное сословие, и  были наделены функциями, выполняемыми ранее дьячками и пономарями.

     Самые первые имена священно церковнослужителей Покровского прихода мы узнаем из работы [1]. В 1628 году священниками на Приходе были отцы Иван и Андрей. Имеющиеся там же данные за 1653 год называют уже священнослужителей Покровского прихода с именами их родителей, то есть с их отчествами. Священниками в ту пору были отцы Сергей Мелентьев и Федор Герасимов, а дьяконом тогда был Иван Герасимов, дьячком – Стефан Петров. В документе той поры обычно писали Сергей сын Мелентьев. К сожалению, больших подробностей о названных церковно -  служителях Покровской церкви, получить не представляется  возможным. Только с начала восемнадцатого века в России появляются документы, позволяющие  записывать, хранить и использовать данные о каждом жителе страны, определяющие его индивидуальные характеристики. Метрические книги, исповедные росписи (ведомости), ревизские сказки, а также клировые ведомости на церкви дают нам возможность больше узнать о личности служителя церкви. Но далеко не всегда удается найти, получить требуемую информацию о том, или ином служителе, особенно, когда речь идет о XVIII веке. Среди выдающихся деятелей русской Церкви следует вспомнить здесь Архиепископа Иосафа Тверского, родившегося в селе Заболотье Переславского уезда Владимирской губернии. По утверждению авторитетного источника [2], он был сын священника, во святом крещении имел имя Иоанн. Родился он в 1744 или1750 году. И имел фамилию Заболотский. Очевидно, что год рождения и имя будущего святителя, о деятельности которого осталось не мало подробностей, были обнаружены из автобиографических и других письменных источников, связанных с деятельностью владыки Иосафа. Он был блестящий проповедник своего времени, удостоившийся внимания и похвалы царской особы. Так как в указанном источнике не называется имя родителя Архиепископа Иосафа, то это означает, что не найдена, а может быть, и была утрачена метрическая запись Покровской церкви с. Заболотья о рождении и крещении будущего владыки, младенца Иоанна Заболотского. В связи с чем, указанный год рождения владыки также может быть весьма условным.

     Хотя следует заметить, что в ГАВО, по описям фондов архива, сохранилось достаточно много метрических книг восемнадцатого века Покровской церкви села Заболотья.

Продолжение следует

[1]-Историко стат.описание приходов Влад.Епарх. 1895г

[2]-Православная энцикл.т.25 стр191,192


Назад к списку