МИССИОНЕР "Рождественские чтения 2021 год"

МИССИОНЕР

Приложение к информационному листку Православного прихода Храма Рождества

    Пресвятой Богородицы с. Степаньково.     

Рождественские чтения 2021 год

 

«Святой Александр Невский. Запад и Восток,

историческая память народа».

 Вступительное слово настоятеля протоиерея Георгия

             Святой великий князь Александр Невский для России и, можно определенно сказать, что и для русского православного мира, является особой, знаковой фигурой. С юных лет воин, человек православной веры, рано взявший на себя княжение на Руси, испытанный битвами со шведами, немцами и понесший со всеми русскими ордынский гнет, он явил себя мудрым и рачительным правителем в трудные годы испытаний на русской земле. Истекали века на Руси, изменялась жизнь, но во многом течение жизни этой, можно сказать, и до наших времен, определилось тем выбором, который сделал великий князь Новгородский, Киевский, Владимирский Александр Ярославович в тяжелейших  условиях существования Руси. Жизнь его была совсем не длинной по числу прожитых лет, но именно его жизнь, его дела определили судьбу Руси на многие годы… Какой же выбор сделал великий князь? В условиях страшного разорения Руси ордой, как искусный военный,  Александр понимал, что справиться с воинственной ордой своими силами невозможно. Оставалось только собирать силы, смиряясь до времени с тем бременем, которое наложила орда на Русь. «…Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостоять идущему на него с двадцатью тысячами?» Лк. (14:31). Но воинственные католики в лице Папы Римского Иннокентия IV делают предложение русским объединить свои военные усилия против татаро - монголов, предлагая провести совместный крестный поход против орды. Великий князь Александр Невский отвергает это предложение. И как думается, аргументами к такому решению, была не только оценка военной мощи возможного объединенного войска, но, главным образом, отношение православных русских к Католической церкви и к той экспансии, которая была свойственна западным латинянам. Если понятия Восток и Запад для времени жизни Александра Невского имели больше географическое значение: на западе католики, на востоке татаро-монголы, то понятия эти с годами приобрели символическое, духовное значение. Запад как олицетворение западного общества, технократического, озабоченного материальными ценностями, ориентированного на католическую и протестантскую церковь. Восток как образ православной цивилизации, хранительницы духовных ценностей христианства, согласно духу вселенских соборов Церкви.

             На наших Рождественских чтения Е.Н. Еганов в своем докладе  раскрывает более глубоко отношения Востока и Запада применительно к теме наших сегодняшних чтений.

             Мы, ныне живущие на земле люди, и люди будущих поколений знают произошедшее и тех, кто жил в прошлом, благодаря исторической памяти народа. Историческая память народа складывается из многих факторов и, благодаря ей, осуществляется преемственность поколений, тех основополагающих идей, которые определяют развитие и жизнь общества.

             Когда мы говорим об исторической памяти народа, то, как здесь мы уже заметили, память эта формируется под воздействием многих факторов. Среди них, как кажется, существенное значение имеет просветительская деятельность Церкви, а также тех особых людей, чей интеллект и талант,  убедительно и правдиво представляют пред нами суть происшедших событий, ту или иную историческую личность, дают им верную и глубокую оценку. Что касается личности Александра Невского - святого, чей образ издавна получил из жития святого авторитетное и всенародное почитание, то среди поздних просветителей Руси, обращающихся к личности воина и государственного  деятеля Александра Невского, особое место занимает художник Павел Корин. О нем достаточно подробно расскажет в своем докладе на наших чтениях Татьяна Константиновна Зыченкова.

             Замечательной находкой в наши дни явилось патриотическое движение «Бессмертный полк». Три томских журналиста Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин и Игорь Дмитриев нашли удивительно простую и выразительную форму патриотического движения для сохранения исторической памяти народа о всех наших предках, положивших жизнь свою за Родину и народ в ВОВ. В день Великой Победы, 9 мая, портреты воинов ВОВ и тех, кто трудился в тылу на Великую Победу, проплывают вместе с их потомками, взрослыми и детьми, по улицам и площадям городов и сел России. В этот день и в этот час вся Россия отдаёт почести всем своим предкам, преодолевшим и победившим военную мощь фашистской Германии.

             В годы лихолетий и великих испытаний народ наш всегда прибегал к памяти великих наших предков. Даже, когда изменялось социальное устройство нашего общества не в лучшую сторону, историческая память народа не могла умолчать о великих православных предках наших. Не мог умолчать об этом и И.В. Сталин. В начале ВОВ в 1941 года на параде войск, посвященных очередной годовщине революции, происходившем на Красной площади, руководитель страны И.В. Сталин, обращаясь к воинам, и всему народу, сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».

             Представляется, что не зря первым в числе наших великих предков назван святой великий князь Александр Невский, личность которого определила тематику наших нынешних Рождественских чтений.

Настоятель протоиерей Георгий.

 

Святой Александр Невский. Запад и Восток, 

историческая память народа. Сегодняшний день.

             Сегодняшний день характеризуется усилением глобализационных процессов в мире. Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Это реальный и объективный процесс, ускоряющий наступление времени апокалипсиса.  В условиях глобализации, конечно же, происходит стирание граней между Востоком и Западом. Историческая память народа тускнеет, в неё вносятся новые идеи, «прогрессивные», отрицающие старые традиции.

             Запад и Восток становятся похожими друг на друга. При этом жизнь во всех сферах деятельности одного и другого общества мало различается, а маяком часто становятся те «достижения», которые ведут к деградации человека, падению его нравственных и духовных начал, но позволяют обеспечить желаемый материальный уровень жизни. И все же и в наше время ощущается большая разница между жизнью и традициями Востока и Запада.

              Две тенденции мы можем обнаружить в нашей современной России. Первая - строить жизнь по традициям отцов, опираясь на историческую память народа, вторая - в жизни сегодняшней ориентироваться на опыт «передовых» стран, считая вековые традиции народа «пережитком прошлого». Следует заметить, что первая тенденция существует больше в церковной среде, и как ни печально, имеет больше теоретическое, нежели практическое существование. Образование и медицина – самые коренные области человеческой деятельности все дальше и дальше отходят от своих корней и впитывают «передовой» опят развитых стран. И эта деятельность у нас, в России, теперь называется услугой. Платные услуги – идеологические веревки современных обществ, порожденные западной цивилизацией, подменяющие любовь и радение, где есть место самопожертвованию, прагматическими отношениями, где затраты интеллектуального и другого вида труда в той или иной сфере человеческой деятельности компенсируются материальным довольствием. Идеология Запада находит все новые формы социального общения, заглушая историческую память народа, попирая не только сложившуюся нравственность народов, но и религиозные устои древних Церквей. Традиционные устои общества все больше подменяются формулой: товар-деньги-услуги. В товар и в услуги превращаются все то, что строилось веками на лучших, жертвенных чертах человеческого общения. Огромное значение в обществе имеет семья. Именно в семье воспитываются будущие воины, инженеры, президенты и ученые.  К нашему стыду, в России, которая сегодня есть главный образ Востока, до сих пор аборты разрешены законом и входят в систему обязательного медицинского страхования. То есть все мы, налогоплательщики, материально поддерживаем тех, кто решается на убийство младенца в своем чреве. Заметим, что говоря о традиции, мы имеем в виду  сложившиеся в России, преимущественно в дореволюционное время, устойчивые  навыки и привычки православного народа. В советские годы многие эти традиции были или отменены, или заменены новыми. Так Россия с 1920 года явилась первой в мире страной, легализовавшей аборты. Но вот что вызывает недоумение: до сих пор идут у нас дискуссии по данному вопросу.  Сколько протестов и возмущений в Польше недавно мы наблюдали в связи с запретами на аборты?!  Дух запада доводит до безумия – люди в качестве протеста выходят из Католической Церкви, понимая, что позиция «жить без абортов», во многом, определяется авторитетом церкви. И, действительно, самым стойким институтом общества, хранящим глубинные традиции народа, является Церковь. И даже сегодня, с учётом глобализации, Запад и Восток расходятся в сохранении христианских традиций, когда речь идет о семье, браке, нравственности, определяемых, во многом, позициями Западной и Восточной церквей. Несмотря на то что экономическая сфера деятельности запада и востока становится все более связанной, в России сохраняются потенциально силы, стремящиеся остановить процесс безудержной погони за материальными благами, остановить процессы, приводящие к вопиющему материальному неравенству среди населения. Уместно здесь вспомнить монографию игумена Филиппа (Симонова) «Церковь-общество-хозяйство» М. «Наука», 2005 г. В предисловии к изданию академик Д.С. Львов говорит: «Один из важных структурных элементов системы, который оказывает негативное воздействие на социально-экономические процессы не только у нас, но и во все мире, - это кризис мировой экономической системы.» Связанность современного мира, обусловленная глобализацией, заставляет думать не только о своих экономических проблемах, но и учитывать направление экономической мысли и деятельности других  стран. Д.С. Львов в связи с этим говорит: «…Речь идет о необходимости радикального изменения базовых основ экономического дискурса, о пересмотре критериального аппарата, об изменении не только существа понятия эффективности общественного воспроизводства, но и его восприятия общества в целом. При этом мы говорим о таком пересмотре, который имел бы в виду  не воспроизводственный процесс, взятый сам по себе, замкнутый на себя и имеющий себя в качестве абсолютного критерия эффективности. Смысл этого пересмотра в том, чтобы общество перешло к системе самоорганизации, в основу которой были бы положены те нравственные задачи, которые призвано решать человечество с самого своего возникновения». Экономика западных развитых стран, если говорить упрощенно, строится на критериях по типу: максимум прибыли при минимуме  затрат на производство этих прибылей. Все остальное мало её интересует. При таком подходе никто не помышляет о  том, что сверхприбыли  влекут за собой материальное неравенство, а отходы производства влекут экологические проблемы. Следовательно, для гармонического развития общества, самоорганизации, экономические критерии должны полагаться на такие факторы, которые учитывают и нравственную сторону экономической деятельности общества. Конечно же, здесь предполагается наличие в обществе действующего закона, ограничивающего непомерный рост доходов частных лиц. Капитализму привычны миллиардеры  и миллионеры, доходы которых позволяют им диктовать свои правила и законы, иметь в обществе приоритет над бедными. По мнению автора, имеющееся  в нашем обществе сегодня материальное неравенство является источником нестроений, а отсутствие законов государства, регулирующих это неравенство, создает опасную ситуацию для мирного и гармоничного существования в будущем.

             Есть еще другая тенденция в сфере материального производства, порожденная Западом, и, как кажется, получившая распространение и у нас. Дело касается, прежде всего, предметов «ширпотреба». Ранее приобретенная бытовая вещь, сработанная еще при советском режиме, десятками лет служит исправно в быту. Но приобретенная сегодня нами такая же вещь, внешне, правда, более нарядная, почему- то быстро ломается, выходит из строя. Но починить эту вещь, практически невозможно. Конструкция и технология выпускаемых ныне товаров такая, что не позволяет произвести ремонт самому или в профессиональной мастерской.

             И это  не редкость, а преднамеренная политика производителей товара, заложенная еще на этапе разработки конструкции. Вещь становится неремонтопригодной, потому что производителю не выгодно, чтобы она долго работала и служила.

             Один британский журналист, в своей книге, рассказывает, как американские военные более чем полвека отравляют Тихий океан. Книга основана на документах и свидетельствах очевидцев. С 1968 году американским военным на острове Гуам, где есть военная база США, приказали бороться с лианами путем распыления дизельного топлива с боевым веществом. Позднее у жителей острова и у американских солдат возникли серьезные проблемы со здоровьем: внезапная смерть от неизвестных болезней, ишемия, болезнь Паркинсона и др.

             В нашем российском обществе сегодня немало обнаруживается механизмов, угрожающих экологии и здоровью населения. Среди них, можно назвать, использование пальмового масла в пищевой промышленности и, по заключению многих специалистов, являющего причиной возникновения многих болезней. И, как известно, небезразличные к этому вопросу современники прикладывают массу усилий, направленных на запрещение этого продукта в пищу, а встречаются эти стремления  с непреодолимыми трудностями, обусловленными заинтересованностью группы лиц получать все те же пресловутые прибыли.

             Наша культура, спорт сегодня также подвержены влиянию Запада. Это касается, прежде всего, популярного жанра. Молодежь и люди старшего поколения летом носят рубахи с иностранными надписями. Спорт вместо средства гармоничного физического развития граждан сегодня превращается в бизнес. Профессиональный спорт, с продажей игроков за огромную сумму из одного клуба - в другой, стало вполне обычным делом сегодня. Название клубов осталось прежнее Спартак, Динамо и др., но в командах этих царит дух бизнеса, дух денег и страстей. И, если вы обратитесь к чиновникам от спорта с вопросом: «Почему спорт надо делать профессиональным?», то вам солидный чиновник ответит, ссылаясь на букву Российского закона, что по-другому, то есть на уровне любителей, нельзя, так как мы тогда выпадем из мировой спортивной элиты. 

             Не может возмущать нормального человека, особенно церковного, существование в современном  спорте боевых единоборств. Вслед за мужскими единоборствами появились  и женские. С 2011 года вы можете наблюдать, как на соревнованиях разного уровня «прекрасная половина человечества» демонстрирует совсем не прекрасные жесты и действия, вызывающие отвращение к такому «спорту». Следует заметить, что среди участниц таких боевых искусств есть и наши соплеменницы, представляющие нашу страну в искусстве «мордобоя».

             Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Это реальный и объективный процесс, ускоряющийся в направлении Апокалипсиса.

             Западная технократическая цивилизация с бурно развивающимися в обществе апастасийными  процессами материальное благосостояние ставит выше духовного, которое живет в обществе только внешними бледными приметами и способствует ускорению процессов глобализации в мире. В этих условиях восточная цивилизация, стремясь сохранить традиционные ценности, вступает в невольный конфликт с Западом, который, по своей агрессивной сущности, пытается преодолеть влияние в мире Востока, который «мешает» ему выстраивать жизнь людей по западному типу. Такая ситуация создает военное напряжение и противостояние между отдельными странами, что мы сегодня и наблюдаем. Главным Образом Востока является ныне Россия. Вот почему мы все и наблюдаем сегодня такое предвзятое и агрессивное поведение стран Запада к России. В этих условиях требуется напряжение духовных и интеллектуальных сил всех нас, живущих ныне. Думается, что в условиях такого противостояния огромная роль принадлежит Церкви. В то же время  духовные ценности, возможно, предстоит защищать материальным оружием, но и предки наши, святой Александр Невский и ему последующие, не гнушались мечей, стрел, пушек и самолетов, дабы защитить православное Отечество наше. Вот почему мы должны сегодня не жалеть средств на укрепление нашей армии и флота.

Ноябрь 2020 г. Протоиерей Георгий Троицкий

 

Он не мог поступить иначе

(Причина исторического выбора св. Александра Невского)

Отношение Востока и Запада

             Св.кн. Александр Невский – одна из самых интересных и знаковых фигур русской истории. В народном сознании он бесспорный герой, на дипломатическом и военном поприще ратовавший за Россию, отказавшийся, как принято считать, от льстивых посулов католицизма и сделавший единственно правильный геополитический выбор в сторону Востока, что и предопределило будущую судьбу страны.

             Представляется важным обсудить тему выбора великого князя между Западом и Востоком. Александру было 16, когда монгольская армия под общим руководством Бату прошлась катком по Северо-Восточной Руси, заставив рязанские и владимиро-суздальские дружины испытать невиданные ими доселе поражения даже без минимальных шансов на победу. В 1239-м судьбу северо-востока разделило Черниговское княжество, спустя еще год – вся Юго-Западная Русь.

             Давайте разберемся, был ли у самого Александра выбор. Если рассуждать с точки зрения рыцарской этики – да, он мог отказаться платить дань, вывести дружину в степь или под стены одного из городов и погибнуть, при этом отчетливо понимая, что русские земли подвергнутся новому разорению, и дань платить все равно придется – не тебе, так другому.

             Если же рассматривать заданный вопрос в свете Спасения души и принимать во внимание, что Александр не собирался отказываться от своего великокняжеского предназначения, возложенной на него волею Божией, то выбора как такового и не было. Было принятие Божественной икономии. На предложение перейти в католичество князь ответил решительным отказом.

             Выбор св. кн. Александра стал первым камнем, заложенным в фундамент будущего Русского царства, ориентированного вплоть до петровских времен на Восток: завоевание осколков Золотой Орды Иваном Грозным и Ермаком, походы Семена Дежнева, Ивана Москвитина и Ерофея Хабарова.

             Трансформация геополитического вектора развития при Петре I с Востока на Запад привела к участию России в бессмысленных для нее войнах: Северной и Семилетней. Вспомним также Итальянский поход Суворова («Ура! В Милан вошли казаки»), участие в антинаполеоноских коалициях под эгидой Великобритании. В Европе нас и боялись, и использовали.

             С тех пор мало что изменилось: все та же демонизация, с одной стороны, и использование, по меньшей мере, финансовое, – с другой… Как тут не вспомнить историю с Европарламентом. В этой связи снова речь о выборе: Восток или Запад? Точнее сказать, есть ли сегодня выбор у российского руководства как таковой или оно оказывается в схожей с Александром Невским ситуации. Только здесь уже не могущественная сверхдержава, а сама логика геополитического развития не оставляет нам выбора, заставляя держаться традиции.

             Сегодня, как и много веков назад, между людьми восточного православия и западного христианства существует духовная преграда, и это является одной из характерных особенностей современного мира. И дело не только в явном, открытом противостоянии, каким, к примеру, являются военные действия Соединенных Штатов Америки в слабых в военно-экономическом отношении странах или пресловутая борьба с международным терроризмом. Противостояние происходит и на более глубоком, социокультурном уровне между консервативным и чтущим традиции православным Востоком, с одной стороны, и анти-традиционной и технократической цивилизацией католико-протестансткого Запада с другой.

             У народов христианской Европы единые духовные корни. Тем не менее, вековечная конфликтность Западной Европы и России основывается на различии духа католическо-протестантской и православной цивилизаций. Наши творческие гении, воспитанные на европейской культуре, видели не только её достижения, но и пороки. «В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических. Там оно, признавая главою своею папу, составляло особое общество, независимое от гражданских законов, и вечно полагало суеверные преграды просвещению. У нас, напротив того, завися, как и все прочие состояния, от единой власти, но ограждённое святыней религии, оно всегда было посредником между народом и государём, как между человеком и Божеством. Мы обязаны монахам нашей историею, следственно и просвещением» (А.С. Пушкин).

             Религия определяет культуру, жизненный уклад, характер народа. «Возможность оправдания делами есть основное положение всего католицизма. Им доказывается необходимость дел; человек должен творить дела оттого, что делами он оправдывается… Вот почему дела, внешние подвиги, стоят так высоко в католицизме, так исключительно господствуют в жизни, им созданной» (Ю.Ф. Самарин). Западноевропейское христианство ориентирует человека на культ деятельности, на социальный успех, на внешнюю экспансию, на господство над природой. Русское Православие воспитывает созерцательность и духовную углублённость, способность любви к Богу и к людям.

             Генезис европейской религиозности породил её основные тенденции. «Католик унаследовал свой религиозный акт – от римской, древнеримской культуры, – которая была культурой воли, юридической воли, властной воли, воли к господству над миром. И в то же время культурою мысли, не философской мысли, не разумной мысли, не созерцающей мысли, а мысли отвлечённой, рассудочной, ясной, трезвой, земной, эмпирической. Римлянин дохристианской эпохи был человеком волевой власти, вооружённого господства, трезвой логики, прозаического организаторства. В общем – стихии земной и трезвой. Не стихии любви. Стихии юридически-государственной, стихии договора, авторитета, покорения; стихии не совестной; не созерцающей; не любовной. Элемент расчёта и пользы, выгоды и кары, сделки и оружия преобладал здесь над всем и делал римлянина наподобие иудея существом жестоковыйным и к христианству до крайности не предрасположенным. Этот акт – как национальный акт римского народа – влился иррационально в христиан римской нации – проник в католическую Церковь – определил её ментальность, и веру, и этику, и организацию… Католик верует тогда, когда он решит веровать – и начнёт заставлять себя верить. Поэтому неверие – как акт злой воли – было для него всегда преступлением; отсюда наказания безбожников, инквизиция, костры, крестовые походы против еретиков и знаменитый трактат “Молот ведьм”, написанный в 1487 году двумя инквизиторами… Эта книга обнаруживает изумительную логику, прекрасное знание Ветхого и Нового Завета, удивительную зоркость в клиническом описании женской истерии – и даёт систематическое наставление, как надлежит, какими нечеловеческими пытками и муками пытать от имени Христа и во славу Христа истерически больных женщин. Я готов признать, что она одна из самых цельных, страшных и безбожных книг… Этим актом воли и рассудка определяется и нравственное учение католицизма. С неподражаемым мастерством логики и знания оно изложено в моральных трактатах отцов иезуитов… Все случаи и положения жизненного конфликта предусмотрены здесь и разрешимы с точки зрения их допустимости, греховности и простительности. Здесь есть и ум, и логика, и опыт, и теологическое образование. Но здесь нет ни сердца, ни живого созерцания, ни совести, а потому нет Христа и христианства. Здесь есть искусное разрешение лжи, коварства, порочности и предательства; здесь есть учение о том, что церковная цель оправдывает всё и всяческие средства; но здесь нет ни любви, ни доброты, ни Божией Благодати» (И.А. Ильин).

             Католичество ориентировано на всеобщее, вселенское (греч. katholikos – всеобщий, вселенский) распространение христианства, все народы должны подчиниться наследнику первоапостола Петра – папе римскому. Католики убеждены, что они должны обратить и переделать человечество, используя все допустимые мирские средства. Это – установка на религиозную экспансию.

             Католическая религиозность породила идеологию европоцентризма и её всемирную экспансию. В этом протестантизм не отличается от католичества: «Самый протестантизм при всём своём протесте и пересмотре веры – остался своеобразным отцеженным и оскудевшим католицизмом – костью от костей и кровью от крови Рима; и душу западного человека он видоизменил, но не перестроил, ибо она сохранила тот уклад, который Шубарту нравится называть Прометеевским» (И.А. Ильин). Религиозные истоки западноевропейского экспансионизма подтверждаются историей Польши, которая ощущала себя христианским форпостом в Восточной Европе, призванным обратить в истинную веру Русь.

             Жестокость западноевропейской экспансии на всех материках мотивировалась религиозной установкой. При завоевании Ацтекской империи в XVI испанскими конкистадорами было истреблено 90% её населения. И.Р. Шафаревич описывал геноцид североамериканских индейцев, осуществляемый английскими переселенцами-кальвинистами. Северную Америку населяло до восьми миллионов индейцев. Их своеобразная культура имела глубокую мифологию, развитые этические нормы, представления о чести, гордости, мужестве. В ней формулировались и давались ответы на фундаментальные вопросы бытия: о происхождении мира и человека, о смысле жизни. Индейцы не приняли западную цивилизацию, в результате чего были поголовно истреблены. «Против индейцев вели войны, за их головы назначались цены. За скальп индейца англичане назначали цены: за мужской 5 долларов, за женский 3, а за детский 2. Индейцам подбрасывали муку, заражённую чумой или оспой. И в результате нескольких веков борьбы они как народ перестали существовать. И, конечно, в этом колоссальную роль для английских переселенцев играла их кальвинистская идеология, избранность их, согласно которой индейцы – это был народ, не имевший права на существование, своим существованием как бы оскорбляющий Божественный Промысел. Это много раз у них формулировалось – сравнение людей с дикими животными. Например, говорилось, что договор, заключённый с индейцами-дикарями, ни к чему не обязывает человека, как если бы он заключил договор с дикими животными» (И.Р. Шафаревич).

             Православие утверждает подлинно христианское Благовестие о Боге, мире и человеке. Это установка на сохранение чистоты Предания, древних источников веры, на охранение от чуждых привнесений, искажений. Православные искренне считают, что призваны сохранить унаследованную от Святых Отцов Церкви правую веру, они знают, как истинно – право (правильно и правдиво) славить Бога. Православное мировоззрение нацелено на спасение человека и преображение мироздания, оно не агрессивно, не разделяет людей на избранных и отверженных. Западная христианская цивилизация более динамична, открыта, но и нетерпима, православная – более созерцательна, углублённа, терпима, но и менее исторически активна. Для непредвзятого взгляда очевидно, что «православная Церковь в основе своей терпелива. Она отрицает насильственное распространение своего учения и несвободу совести» (В. Шубарт)

             Деятельная западноевропейская религиозность духовно обедняла человека. Православие ориентировано на внутреннее преображение и являет собой традицию богатейшей духовности.

             Таким образом, в основе конфликта Европы и России – столкновение различных восприятий и толкований христианского Благовестия. Запад не принимает и не хочет понять Россию, прежде всего отвергая её религиозный идеал. Европа веками настаивала, что только она является вселенским носителем вселенской истины, которая должна утверждаться средствами мира сего: принуждением и насилием. Западноевропейским народам свойствен своего рода духовный расизм: своё ими ощущается как наилучший образец всечеловеческого; поэтому они мало способны воспринимать своеобразие и самоценность других народов, культур и цивилизаций. «На просвещённом Западе издавна создавалась двойная правда: одна для себя, для племён германо-романских или к ним духовно тяготеющих, другая – для нас и славян… Гуманность, цивилизация, христианство – всё это упраздняется в отношении Западной Европы к восточному православному миру» (И.С. Аксаков). На Западе господствуют «воля к власти… стремление придать своей морали всеобщее значение, принудить человечество подчиниться ей, желание всякую иную мораль переиначить, преодолеть, уничтожить… Кто иначе думает, чувствует, желает, тот дурён, отступник, тот враг» (О. Шпенглер).

             Отличие русской духовности от западной подвигала европейские государства к «крестоносительной» экспансии европейских государств на православную Россию: от крестоносцев Средних веков до «крестоносцев» Гитлера. «Вся задача Европы состояла и состоит в том, чтобы положить предел материальному и нравственному усилению России, чтобы не дать возникнуть новому, православно-славянскому миру, которого знамя преподносится России и который ненавистен латино-германскому миру» (И.С. Аксаков). Запад искренне стремился поставить Россию на «путь истинный». Таковое стремление в нашем мире вырождалось в стремление прибрать к рукам. Русский же народ сопротивлялся притязаниям на православную державу со стороны басурманов и латинян. Россия (за исключением проевропейского слоя) так же религиозно не принимала Запад. Но религиозный идеал России заставлял её всеми силами самосохраняться, в то время как идеал Запада толкал его к агрессивному переиначиванию России.

             Несмотря на вековечный конфликт с Западом, Россия в культурном отношении всегда была европейской страной. «Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала её с Европой, но природа положила на неё особенности и влияние, которые всегда влекли её к Азии или в неё влекли Азию» (В.О. Ключевский). Даже страстный критик европейской цивилизации Ф.М. Достоевский говорил: «У нас – русских – две родины: наша Русь и Европа». Русская культура – это восточноевропейская культура, корни которой через Византию и христианский эллинизм уходят и в античную Грецию – колыбель европейской культуры, и в культуру раннехристианского Востока. От западноевропейской культуры русская отличается тем, что свободна от влияния римских правовых и государственных традиций. Русские нередко проявляли себя большими европейцами, чем народы Западной Европы.

             Историческая миссия России – в примирении и синтезе духа Востока и Запада. Проницательные люди в Европе сознавали это: «Проблема Востока и Запада – это, прежде всего, проблема души… На горизонте вырисовываются очертания грандиознейшей духовной задачи, когда-либо стоявшей перед человечеством: задачи примирения Востока и Запада, рождения восточно-западной культуры… Дело в том, чтобы дать когда-нибудь возможность душевным токам восточного и западного мира пронизать друг друга для взаимного оплодотворения… Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе. Россия является частью Азии и в то же время членом христианского сообщества народов. Это – христианская часть Азии. В этом особенность и исключительность её исторической миссии. Индия и Китай отдалены от европейского человека. В Россию же его ведут пути, связанные, прежде всего, с общностью религии. Поэтому только Россия способна вдохнуть душу в гибнущий от властолюбия, погрязший в предметной деловитости человеческий род… Этим я не хочу сказать, что европейские нации утратят своё влияние. Они утратят лишь духовное лидерство. Они уже не будут больше представлять господствующий человеческий тип, и это станет благом для людей… Россия – единственная страна, которая способна спасти Европу и спасёт её, поскольку во всей совокупности жизненно важных вопросов придерживается установки, противоположной той, которую занимают европейские народы. Как раз из глубины своих беспримерных страданий она будет черпать столь же глубокое познание людей и смысла жизни, чтобы возвестить о нём народам Земли. Русский обладает для этого теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов. В нынешнем своём виде проблема Восток – Запад предстаёт как грандиозная проблема обновления человечества, как возможность одухотворения Запада Востоком, как призыв к восстановлению первоначального единства расколотого человечества, как задача созидания совершенного человека» (В. Шубарт).

             Творческий синтез в русской западно-восточной цивилизации возможен на основе Православия, ибо это русская православная цивилизация. Ф.М. Достоевский предупреждал о том, что противостоять тлетворной экспансии Запада можно на основе возрождения православной веры русского народа: «Не думайте, чтоб это было всё так невинно и бесстрашно для нас; о, нам нужен отпор, и скорей, скорей! Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, Которого мы сохранили и Которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними». В этом, очевидно, и заключается исторический смысл выбора св. кн. Александра Невского.

Еганов Е.Н. (Ноябрь 2020 г.)

 

Образ святого благоверного князя Александра Невского

в творчестве Павла Дмитриевича Корина.

«Великие события истории, изображенные на стене, дадут народу

не меньше, чем книга, прочитанная миллионами…»

П.Д. Корин.

              «Я никогда не забуду одного из тех, кого я писал, он говорил: «Мне нужно немножечко веры». «Немножечко веры» - как хорошо сказано! Вера – это великая вещь! Вера – это одно из самых замечательных проявлений человеческого духа… Превыше всего ценю в человеке веру. Веру в широком смысле слова. Верить можно и в Бога, и в Родину, и в народ…» .

              Вера заключает в себе поистине огромную силу. История нашего Отечества -  наглядное тому подтверждение. Сколько горя, бед, лишений, невзгод выпало на долю нашего многострадального народа. Сколько раз должны были мы исчезнуть с лица земли под натиском иноземных захватчиков. Но, несмотря ни на какие, внешние обстоятельства живым огоньком горела вера в сердцах людей, а в годы суровых испытаний, эти огоньки сливались в яркое пламя несущее победу.

             Сложно представить себе душевное состояние новгородского князя Александра Ярославовича накануне битвы с полчищами крестоносцев, вероломно вторгшихся на территорию нашего государства. На что мог опереться молодой князь (в это время ему не было и 20 лет), на чью помощь рассчитывать? Русь разорена монголо-татарским игом, на Псковскую область напали немцы. Долго молился князь в храме святой Софии, выйдя из храма Александр Ярославович обратился к воинам с речью: «не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем». С благословения архиепископа Спиридона двинулся князь со своей дружиной на брань. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копием». В первых рядах воевал князь на поле брани. Не ожидали шведы такого мощного отпора со стороны русских. За эту победу,  одержанную на реке Неве, народ прозвал новгородского князя Александром Невским.

              Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов – славные русские воины. Защитники нашего земного Отечества. Слыша их имена перед нашим мысленным взором невольно всплывают художественные образы, созданные писателями, поэтами, художниками, скульптурами, кинематографистами, актерами. Своим талантом и упорным трудом деятели искусства старались сохранить и передать будущим поколениям тот русский дух, которым дышали герои их произведений. Без этих образов, тонко вплетающихся в картину национальной исторической памяти сложно представить себе русского человека.

             Произнося имя святого благоверного князя Александра Невского, думается, у многих перед глазами встает центральная часть триптиха Павла Дмитриевича Корина – картина «Александр Невский».  Перед тем как перейти к знакомству с произведением хотелось бы немного рассказать об авторе картины - Павле Дмитриевиче Корине и о его супруге Прасковье Тихоновне.

             Михаил Васильевич Нестеров в 1929 году писал: «Корин или Корины – это особое дело! Эта порода людей сейчас вымирает и, быть может, обречена на полное уничтожение. И, однако, пока они существуют, я не перестану ими любоваться. Любоваться моральными, душевными их свойствами, их – «целиной»».

             Павел Дмитриевич Корин – академик Академии художеств СССР, лауреат двух государственных премий: Ленинской – за серию портретов деятелей культуры и Сталинской – за оформление станции метро «Комсомольская кольцевая», народный художник СССР.

             Будущий художник родился в селении Палех Владимирской губернии 7 июля 1892 г. Вся семья занималась иконописью: и родители, и дети. Всю жизнь Павел Дмитриевич бережно хранил в своем сердце детские воспоминания: жарко натопленная деревенская изба, они с братом на печи смотрят, как отец сосредоточенно тончайшей кистью выводит паутину золотого орнамента поверх плотно положенных красок. В сумраке загадочные глаза святых на потемневших от времени иконах – их писали еще дед и прадед Павла.

             В одиннадцать лет мальчик поступил на учебу в Палехскую школу иконописи. Школа возникла в XVII веке и за длительную историю своего существования в ней был накоплен богатый опыт, сочетавший тенденции и стилевые особенности как старой, так и светской европейской живописи. После окончания учебы в Палехе, начинающего художника приняли учеником в иконописную палату при Донском монастыре.

             В 1911 году Михаил Васильевич Нестеров, учитель и наставник Павла Дмитриевича привлекает молодого художника к росписи помещений только что построенного храма Марфо-Мариинской обители. Надо сказать, что М.В. Нестеров оказывал на Павла Дмитриевича большое влияние и сыграл немаловажную роль в его творческой судьбе. По достоинству оценив молодое дарование Михаил Васильевич настоял на том, чтобы Павел продолжил свое обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Во время работы в Марфо-Мариинской обители на молодого художника обратила внимание великая княгиня Елизавета Федоровна, по окончании обучения в училище великая княгиня отправляет П. Д. Корина в поездку по старинным русским городам (среди которых Ростов Великий, Ярославль) для изучения древних церковных фресок. В 1916 году Павел Дмитриевич выполняет по заказу Елизаветы Федоровны роспись подземной усыпальницы, предназначенной для захоронения настоятельницы и сестер обители. В этом же году художник знакомится со своей будущей женой.

             С 1917 вместе с братом Александром Павел снимает чердачное помещение на Арбате, которое становится одновременно и студией, и домом. В это непростое время братья перебиваются случайными заработками. В 1925 году Павел Дмитриевич становится свидетелем прощания с Патриархом Тихоном. Патриарх Тихон скончался 25 марта (7 апреля) в день православного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в своей московской резиденции – в Донском монастыре, стоит отметить, что патриарх Тихон, был первым Патриархом после 200 летнего перерыва (в 1718 году Петр I упразднил Патриаршество в России) годы патриаршества выпали на испытующее для русского православия время между 1917-1925 гг.. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря потекли полноводные людские реки. Неожиданное и трагическое шествие тысяч и тысяч безмолвно и скорбно движущихся людей привело в те дни к стенам Донского монастыря многих представителей творческой интеллигенции. Это событие глубоко тронуло душу художника – последнее масштабное воплощение русского духа. Прощание с дореволюционной Россией должно было найти свое отражение в красках на холсте. На картине, задуманной П.Д. Кориным,  предполагалось изобразить всех высших иерархов Русской православной церкви, собравшихся в Успенском соборе Московского Кремля. Название будущего произведения навеял реквием Гектора Берлиоза.  Павел Дмитриевич начал писать этюды для предстоящего масштабного полотна (450х941 см). Он ходил по московским храмам, посещал службы, искал подходящие типы людей, приглашал их в свою мастерскую. Первым позировал митрополит Трифон. Павел Дмитриевич относился к творчеству как к подвижничеству, ему был свойственен интерес к человеку, к проявлению психических и духовных сил во время острых конфликтов. «Изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал». Огромный холст так и остался не тронутым. К «Реквиему» было написано 29 портретов, каждый из которых является самостоятельной, завершенной работой. В 2013 году в Третьяковской галерее был выставлен чистый холст, окруженный этими портретами.

             В 1927 году картину Павла Корина «Палех» приобретает Третьяковская галерея. М.В. Нестеров по этому поводу писал своему ученику: «Рад за Вас очень! Вот Вы и признанный художник и я дождался этого дня».

             В 1931 году Павел Дмитриевич знакомится с Максимом Горьким, наслышанный о таланте молодого художника, писатель приходит к нему в мастерскую, после знакомства с эскизами к «Реквиему» М. Горький предлагает переименовать произведение и назвать картину – «Русь уходящая». Писатель приглашает Корина в поездку по Европе, в Риме Павел Дмитриевич пишет портрет М. Горького. По возвращении из поездки писатель устраивает П.Д. Корина в качестве реставратора на работу в Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ), теперь у художника есть постоянный заработок. Павел Дмитриевич вернул к жизни и сохранил для будущих поколений полотна М.В. Нестерова, В.М.Васнецова, руководил реставрационными работами по восстановлению шедевров Дрезденской галереи. 27 лет П.Д. Корин возглавлял реставрационную мастерскую ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В 1944 году проходит первая выставка Павла Дмитриевича в Третьяковской галерее.

             Диапазон творческих интересов П.Д. Корина был очень велик, он работал в самых разных областях искусства, и везде видна его требовательность к себе. Акварели, написанные в Палехе, Москве, Италии являются небольшими законченными работами. Пейзажи родных мест раскрывают в художнике тонкого пейзажиста, в них внимательный зритель увидит не только природный ландшафт с незатейливыми строениями, в них тихий, радостный свет любви и благородности родной земле. Портреты Павла Дмитриевича отличает монументальность композиционного строя и величие внутреннего образа героя. Коринский стиль в портретном жанре – это не документальное повествование, а передача внутреннего мира портретируемого. «Дух в человеке – главное. Первым, кто раскрыл в искусстве всю мощь духа человека, был Микеланджело. И мне, в меру моих возможностей хочется воспеть человеческий дух. Поэтому я ищу в жизни людей, в которых сильно духовное содержание и пишу их».

(П.Д. Корин).

             Так, например, в портрете Георгия Константиновича Жукова блеск орденов и регалий не заслоняет человека с его индивидуальным складом характера, героическое звучание выглядит естественно и гармонично. «В портрете Георгия Константиновича я хотел отразить волю нашего народа. И торжество победы» (П.Д. Корин).

             Работая с мозаикой, художник детально и скрупулёзно изучил технику ее исполнения. Кроме того, Павел Дмитриевич работал с витражами, считал эту технику исключительной по своим возможностям, красоте и своеобразию, при этом очень переживал, что она находится в состоянии глубокого упадка. «Витраж необходимо пропагандировать» - говорил художник. Им были выполнены эскизы 32 витражей для станции метро «Новослободская», а также эскиз мозаичной картины «Миру-мир», изображающий женщину с ребенком на руках.

             Всю свою жизнь Павел Дмитриевич был глубоко верующим человеком, переход от иконописи к живописи был для крайне болезненным, по его собственному признанию «обдирая кожу, вылезал я из иконописи»…

             Корин любил древнерусское искусство, за свою жизнь ему удалось собрать бесценную коллекцию, в течении многих лет он покупал иконы на гонорары, полученные за свои картины. «Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту».  Свое собрание 228 предметов Павел Корин завещал Третьяковской галерее.

             Приехав в Москву, Павел Дмитриевич всей душой полюбил столичный город. Более 30 лет супруги Корины прожили в здании бывшей прачечной на малой Пироговской улице, близ Новодевичьего монастыря. Одна половина дома была жилая, в другой располагалась мастерская. После смерти мужа Прасковья Тихоновна обратилась с просьбой к министру культуры СССР Е. А.Фурцевой принять в дар Третьяковской галерее коллекцию древнерусского искусства и организовать в доме их семьи художественный музей. В 1971 г. Мемориальный дом-музей открыл свои двери для посетителей как часть Третьяковской галереи.

             Удивительным человеком была супруга художника, чтобы полнее раскрыть образ этой замечательной семьи, хочет немного рассказать о Прасковье Тихоновне. Во время поездки по Уфимской губернии великая княгиня Елизавета Федоровна решила взять на воспитание трех девочек сирот разных национальностей: татарку, чувашку и черемеску (марийку) в приют Обители милосердия. Одной из девочек оказалась Прасковья Петрова. Прасковья Тихоновна Петрова родилась 2 (15 ) октября 1900 года в чувашской деревне Елань-Чимша Белебеевского уезда Уфимской губернии, родители девочки были крестьянами, оба православного вероисповедания. Мать Прасковьи умерла при родах. И двухнедельную малютку взял на воспитание родственник Петр. В семье девочку жалели, любили и баловали. По крестьянским меркам, семья жила зажиточно. Дедушка сдавал часть дома церковно приходской школе для девочек. Будучи еще маленькой Паня забегала в класс и внимательно слушала все, что говорила учительница, стараясь запомнить каждое слово. Учиться Прасковья начала рано, и до достижения 10-летнего возраста уже закончила сельскую школу с трехлетним курсом обучения, после чего продолжила свое обучение в Слакбаше, в единственной в уезде двухклассной женской школе. Направление школы носило религиозный характер. Пребывание в школе, подруги, сразу же полюбившиеся учителя, посещение прекрасной церкви и участие в песнопениях оставили яркие, радостные воспоминания в душе девочки. Однажды перед рождественскими каникулами учительница спросила: «Встаньте, кто из вас сиротка». Встала одна Паня Петрова. «Хочешь, - спрашивает учительница, - поехать в Москву учится к Елизавете Федоровне?» Девочка написала письмо семье, спрашивая совета. Приемная мама ответила дочке: «Надо обязательно поехать, тогда ты выйдешь в люди». Прасковья отправилась в Москву. Из воспоминаний Прасковьи Тихоновны: «В обитель попали как раз на Рождество. Привели нас в трехэтажное здание. Два верхних этажа занимали сестры милосердия. А нижний этаж был отдан под приют. Всего нас сироток собралось в том году со всей России 18 человек. Помню, как в первый же вечер позвали нас в столовую, там уже стояла высокая елка, украшенная красивыми игрушками. Пришли все сестры. Вскоре появилась и великая княгиня. Нас сразу же ей представили: «Вот девочки из Уфимской губернии. Так получилось, что при этих словах я оказалась рядом с великой княгиней, она обняла меня за плечи, а потом спросила: «Какую хочешь с елочки игрушку?». Я глазами сразу наверх: «Хочу колокольчик». Великая княгиня сестрам: «Сестры, сестры, давайте большую лестницу».  Через несколько секунд я из рук великой княгини получила и сам колокольчик. Так произошло мое знакомство с Елизаветой Федоровной». «Когда в России отмечалось трехсотлетие Дома Романовых, - рассказывала Прасковья Тихоновна,- Марфо-Мариинскую обитель посетил Николай II. Какая-то из учительниц ему сказала, что у нас есть чувашка. «Кто это?» – спросил царь. Я вышла. Передо мной стоял очень красивый человек. На настоящего императора, а в моем представлении им должен был быть старый и грозный правитель, он никак не походил. Он обнял меня за плечи. «Скучаешь?» - спросил император. «Да», - ответила я. «А что ты можешь нам по-чувашски прочитать? – «Отче наш». Ему очень понравилось, как я прочитала, а главное, что я помню чувашский язык».

             В обители Прасковью определили в старшую группу воспитанниц, девочек готовили на провизоров. Специальным занятиям предшествовали общеобразовательные, изучались иностранные языки. По желанию учили кройке и шитью. После экзаменов Прасковья стала фармацевтом в аптеке. «Летние каникулы  мы, девочки, проводили в Архангельском, в имении Юсуповых. Мне очень хотелось рисовать. Бывало, возьму альбом и рисую с натуры сарайчик с дровами, погреб наш сзади дома. После возвращения из Архангельского, в сентябре, я больше начала сама рисовать. Я стала без конца приставать, надоедать учительнице, что хочу научиться рисовать. Она доложила об этом настоятельнице Обители. Вскоре учительница объявила мне, что на днях я начну заниматься. Художник, который расписывает усыпальницу под собором – помощник М.В. Нестерова и будет учить меня иконописи»… Так произошла встреча Павла Дмитриевича и Прасковьи Тихоновны. Художник сразу отметили аккуратность молодой девушки и тонкое чувство тона.

             Перейдем к основной теме доклада. В 1942 году Комитет по делам искусств делает Павлу Дмитриевичу Корину – заказ, необходимо написать картину, способную поддержать и укрепить боевой дух и патриотическое настроение народа. В 1943 году работа над полотном была завершена. Картина состоит из трех частей, объединённых единой сюжетной линией – подготовка к борьбе с иностранными захватчиками за Родную землю. На левой части триптиха, которая носит название «Северная баллада», изображен русский воин, которого провожает на войну женщина – мать, жена, сестра, сложно сказать однозначно, думается художник сознательно стремился создать собирательный образ женщины, ожидающей расставания со своим защитником. Правая часть называется «Старинный сказ» в этом фрагменте обыгрывается былинный мотив, отсылающий зрителя к образам смелых и мужественных богатырей. На дальнем плане мы видим святого Николая Чудотворца, во всех бедах и напастях наш народ всегда возлагал свое упование на Господа и святых угодников, небесных заступников земли русской.

             На Центральной части триптиха изображен святой благоверный князь - Александр Невский, причисленный к лику святых русской Православной Церковью на Московском Соборе 1547 г.. В годы своего княжения Александр Невский одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими армиями. В годы Великой Отечественной Войны тема борьбы Древней Руси с немцами звучала особенно актуально. Героизм Александра Невского служил примером и вдохновлял советских воинов. Князь прославился изобретательностью, смекалкой и смелостью в Невской битве и в знаменитом сражении с рыцарями ливонского ордена на Чудском озере. 

Описание: https://static.tildacdn.com/tild3065-6235-4133-b362-613539383638/7384.jpg             Центральная часть картины была написана всего за три недели. С точки зрения историчности работа не выдерживает критики знатоков снаряжения и оружия древности. Много вопросов вызывают железные доспехи, на голове князя золоченный шлем, похожий на шлем его отца – князя Ярослава, который был потерян во время битвы при Липитце в 1216 г. Шлем был чудесным образом найден 9 августа 1808 года крестьянками Анисьей Ларионовой и Настасьей Васильевой у села Лыкова. Крестьянки, находясь рядом с ореховым кустом, увидели, что из кочки торчит какой-то блестящий предмет. Им оказался шлем, лежавший на кольчуге, крестьянка отнесла находку старосте деревни, увидев на шлеме образа, староста передал его архиерею. Священник отправил эту находку Александру I. За спиной Александра Невского вроде бы Великий Новгород с Собором, но почему-то нет традиционных оборонительных стен.

             Думается, что в этот сложнейший момент в истории нашего государства (в начале ВОВ) основное внимание зрителя должно быть сосредоточенно на подвиге и отважности великого князя, а не на детальном и скрупулёзном изучении исторической достоверности снаряжения воина.

             Величественная фигура Александра Невского занимает практически всю плоскость холста, возвышаясь над водами реки Волхв и Храмом святой Софии.  Художественный образ великого князя незыблем и непоколебим, кажется, что ни какие силы не способны сломить его боевой дух. Лицо, будто высечено из камня. Крепкие, сильные руки сжимают рукоять меча в напряженном ожидании неминуемой битвы. Отливающие голубизной доспехи плотно сжимают грудь. Во всем облике отражается память о славных русских воинах и иконописная строгость, стяг с ликом Христа, напоминает о святости русской земли. Сбоку, чуть поодаль от Александра Невского художник поместил войско князя плотной стеной сомкнувшееся в ожидании приказа. Картина вселяет веру в то, что русский народ с Божьей помощью под предводительством бесстрашного, мудрого, справедливого сильного командующего способен защитить Родную землю. Наверное, самым ярким подтверждением того, что картина пришлась по сердцу советским солдатам, является следующее событие: в феврале 1944 года огромная копия триптиха, написанная бойцами, была установлена при въезде в освобожденный Великий Новгород.

             К образу Александра Невского Павел Дмитриевич Корин вернулся еще раз уже в послевоенное время. В 1950 году архитектор А. В. Щусев обратился к художнику с предложением оформить вестибюль новой станции метро – Комсомольская кольцевая, посещенной Великой Отечественной Войне. Цикл мозаик, украсивших свод центральный зала, стал одним из известнейших образцов послевоенного монументального искусства. Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, а также советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Еще два панно, с изображением И.В. Сталина («Парад победы», «Вручение гвардейского знамени») были заменены в 1963 году. На новых панно изображен В.Л. Ленин, выступающий перед красногвардейцами, вторая мозаика – аллегорическая фигура Родины-матери на фоне Спасской башни Кремля. В каждой мозаичной композиции четко выделяется фигура лидера. Александр Невский изображен верхом на белом коне, его осеняет огромное полотно великокняжеского стяга, где на черно-синем фоне вырисовываются незабываемые черты утраченного шедевра древненовгородской живописи – знаменитого «Спаса Нередицкого». Художественный совет, обсуждавший эскиз, будущей мозаики, дал свое согласие только на «половину лика» нередицкого шедевра и заставил художника свернуть великокняжеский стяг над невским героем.

Описание: https://img-fotki.yandex.ru/get/105284/318934297.45/0_142499_6ba784f_orig

             Мозаичные панно Павла Дмитриевича Корина –не только прекрасное художественное украшение станции метро, но и ожившая история подвига и героизма русского народа и его ярких, мужественных командиров.

             «Мой учитель – Михаил Васильевич Нестеров – стариком говорил мне: «Я сделал все, что смог сделать». Я на пороге старости скажу: «Я не сделал того, что мог сделать. У меня был свой некий образ в искусстве, который вел меня в жизни с юности, для осуществления этого образа я так много и упорно учился. Я не сделал того, что мог сделать, что было в самый разгар работы насильственным образом прервано».

(П.Д. Корин)

             Всю жизнь художник мечтал вернуться к своему грандиозному, нетронутому полотну, к своему «Реквиему». Последними словами живописца были «не успел…».  Пустой холст остался загадкой для современников художники, искусствоведы выдвигают различные версии, того почему полотно так и осталось нетронутым. Тайна навсегда останется тайной.

             Но для нас, наверное, главное, это, все-таки, то художественное наследие, которое воплотилось в жизни. Узнаваемый коринский стиль, за каждой работой – упорный труд, каждый портрет - поиск духовной искры, освящающей внутренний мир героя, каждый пейзаж глубокое метафизическое осмысление окружающей природы. Работы Павла Дмитриевича - драгоценный камень в сокровищнице художественного, исторического наследия России.            

 

 

 

Зыченкова Т.К.

 


Назад к списку