МИССИОНЕР № 1 Апрель 2023 года

МИССИОНЕР

№ 1 апрель 2023 год

Приложение к информационному листку Православного прихода Храма Рождества

    Пресвятой Богородицы с. Степаньково.     

 

             Библиотека нашего прихода пополнилась ныне одиннадцатью новыми книгами, о которых мы скажем здесь несколько слов для ориентации нашего читателя - прихожанина к полезному чтению. Кому -то покажется, для чего нужно давать какую-то оценку новым книгам, когда в каждой вновь изданной книге имеется аннотация, составленная профессионалами литераторами. До тех пор, доколе я, по милости Божьей, не встретил книгу мемуаров Владимира Михайловича Троицкого, изданную в 2005 году, Хроника семейной жизни, я думал также. Но прочитав эти замечательные мемуары, я понял, что издатели книги, хотя и были, видимо, вполне литературно образованными людьми, но не смогли, в результате своей невоцерковленности, увидеть бриллианты мемуарной прозы, написанные сыном псаломщика, служившего в большом приходе села Михайловского Богородицкого уезда Тульской губернии. С тех пор во мне появилось недоверие ко многим аннотациям, представленных на вновь изданных книгах. Так или иначе, я начал проводить такие обзоры новых книг в нашем приходе, и вскоре мое начинание замечательно продолжила Татьяна Зыченкова. Жаль, что ныне в связи с переездом Зыченковых в Москву, такой возможности у нас нет.

             Какие книги мы ныне приобрели. Это исторический роман известного современного писателя Александра  Яковлева Век Филарета изд. 2020 г. Чтение серьезное. Повесть современной писательницы Жуковской из Австралии, которую тоже можно отнести к историческому жанру, Три Веры, изданную в 2023 году. Две книги повестей  известного писателя, заштатного протоиерея Александра Торика, Флавиан и Флавиан. Жизнь продолжается. Книга рассказов известного писателя протоиерея А. Авдюгина, живущего в Луганской области, Отец Стефан и иже с ним.  Далее книга рассказов разных авторов Рука Дамаскина, составленная М.Г. Жуковой. Книга Сердце сокрушенно, жанр которой я назвал бы религиозно- философскими рассказами или очерками, построенными на автобиографическом материале автора. Автором этой книги является Владимир Щербинин, иконописец и режиссер, друг по студенческим годам Георгия Шевкунова, ныне Митрополита Тихона, создатель более 80 документальных фильмов, к сожалению, уже отошедший в мир иной в расцвете своих творческих сил.  Другая книга, называемая Боль отцов и слёзы матерей, как бы духовно продолжает тему о смысле страданий и скорбей, которая присутствует в предыдущей названной мной книге - Сердце сокрушенно. В ней об этом предмете повествуют известные многим нам духовные лица и писатели. Среди них святитель Феофан Затворник, Иоанн Кронштадский, Архимандрит Кронид (Любимов), Евграф Пестов и др.  Другая книга представляет собой чисто мемуарный жанр:  Воспоминания Николая Рождественского ( архиепископа Никона Рождественского) о своем детстве и училищных годах. Еще одна книга называется Будьте истинными христианами - это духовные наставления и поучения одного из столпов нашей РПЦ Тихона Задонского. Собственно, это путеводитель по трудам святителя Тихона, составленный доктором юридических наук, профессором Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Ю.В. Романец.

             Следует сказать, что все представленные здесь книги приобретены в двух православных магазинах Москвы Сретенского монастыря, как правило, и изданные этим же монастырем или в магазине Православное слово на Пятницкой, который распространяет книги православных изданий.

             Еще одна книга, которая весьма востребована читателями нашего дня, это «Руссия - тайная судьба России», Автор Миловатский Валерий Степанович.  Книга рассказывает о совсем недавнем историческом периоде жизни нашей страны, называемым «перестройкой». Хоть и недавний период истории нашей страны, но так плохо изученный нами. Поэтому и велик интерес у нашего читателя к этой книге. И, хотя я еще не читал её, она пока «идет» к нам, но тот факт, что автор Миловатский в этом году был приглашен на радио Радонеж, где и рассказывал о своей книге, о чем поведывала мне матушка Ольга, говорит о том, что книга будет полезной для православного читателя.

             Скажем вначале несколько подробнее о книге протоиерея Александра Авдюгина, клирика УПЦ. Отец Стефан…  далеко не первая книга рассказов названного писателя. Рассказы прот. Александра небольшие по размеру, но отличаются законченностью сюжета. В них всегда есть сюжет, списанный автором с приходской жизни. Поэтому в центре внимания является, как правило, верующий человек, священник или прихожанин с их заботами и делами. Есть в рассказах и юмор, и местные диалекты, и предметы присущие Луганской области, до недавнего времени входящую в Украину. Книга содержит три части. В первой её части, главным героем 15-ти рассказов является целебат иерей Стефан. Честный к себе и прихожанам, после первых искушений на приходе, он зарабатывает авторитет доброго пастыря, истинного служителя Христова. Даже его главный оппонент, некий Сергей Иванович, со временем принимает отца Стефана за истинного пастыря. Правящий  Архиерей также оказывается мудрым управителем и вскоре же устанавливаются доверительные отношения у отца Стефана с Владыкой. Рассказы Указ Владыки и Экзамен с псевдонимом, Историческое открытие – свидетельствуют об этом. Упомянутый «Сергей Иванович» – фигура на приходе известная по причине постоянной и неустанной борьбы с кодами, чипами, ИНН и прочими технологиями современности, которые по словам самого борца, есть предтечи грядущего на днях антихриста. Боролся этот Сергей Иванович и с компьютерным засильем, но как только узнал, что богослужебные книги на них встречаются и что по электронной почте письма с протестами и воззваниями до властей и священноначалия быстрей доходят, смирился, хотя и относился к этому «бесовскому порождению» с опаской и недоверием». (Прогрессивный батюшка стр.48). Отец же Стефан не только допускал использования интернета в своей деятельности, но и являлся модератором блога, в форумах участвует, сайт приходской завел, писем в ящике электронном столько, что отвечать не успевает. (стр.49). В упомянутом рассказе Экзамен с псевдонимом, подтверждаются мысли о возможных искушениях, возникающих при таком активном участии священника в интернет – пространстве. ( Пересказать коротко смысл сюжета упомянутого рассказа стр 67-74).

             Вторая часть названной книги содержит 17 рассказов разных лет, среди которых есть и те, которые отражают факты дискриминации русских жителей Луганской и Донецкой области со стороны Киевского режима. Батюшка и батя, Забор, О войне и др. В рассказе О войне, бесе и страусе автор задумывается и размышляет о той войне, развязанной украинскими националистами. «Как известно и исторически доказано, все беды к нам с запада приходят, начиная с коммунизма, нравственной грязи, называемой «демократическими ценностями», и заканчивая колорадским жуком. Вот и война эта неожиданная, и никому не нужная, оттуда же притопала. (читать далее стр199).

             Третья часть книги содержит рассказы, и зарисовки, наподобие коротких очерков, навеянных воспоминаниями автора. Здесь, порой, нет четкого сюжета, свойственного названному автору, но есть глубокие размышления над тем, что называется жизнью, как в коротком рассказе Осеннее (стр.324). А последний в книге рассказ, размещенный в третьей части книги, да и не только он, названный Москва, дает повод националистам из Киева назвать протоиерея Александра Авдюгина «москалем» и сторонников русских.

            Другая книга рассказов различных современных авторов, среди которых почти все священники, называется Рука Дамаскина и др. рассказы. Составителем этого сборника является младшая дочь маршала Победы Георгия Константиновича Жукова, Мария Георгиевна.  Здесь собраны рассказы 20 авторов. Среди них есть и протоиерей Александр Авдюгин, четыре рассказа которого, размещены в этой книге. Тематика рассказов этого сборника посвящена душе человека, его пути к Богу, чудесам в нашей повседневной жизни. Название сборника рассказов заимствовано из названия одного из трех рассказов протоиерея Михаила Воробьева, размещенных в этой книге, «Рука Дамаскина». Сгорбленная и маленькая старушка Вера Иосифовна, называемая всеми Веросыповна, слывет на своей улице как человек уважаемый и полезный. Только она могла предсказывать день Пасхи и давать полезные рецепты для лечения многих болезней. У неё есть чудесная деревянная рука, предназначенная для чесания спины, и приобретенная её отцом на Нижегородской ярмарке в годы царя-освободителя. Но пасхалию она узнавала из толстой книги, обтянутой кожей, в которой находила она раскрытые ладони, помеченные многими непонятными знаками. «Рука Дамаскина..» - торжественно говорила она, когда открывала книгу на нужной странице.

            Один из рассказов Александра Можаева, не священника, члена Союза писателей России, Раб Божий Иван Ильич, не только рассказывает об удивительном смирении главного героя, бывшего морского офицера подводника, человека верующего, но и об геноциде русских людей Донбасса и Луганска со стороны украинских националистов за долго до начала специальной военной операции на Украине.

            В этой книги есть очень короткий рассказ известного современного миссионера протоиерея Олега Стеняева, его беседы вы можете слушать на радио «Радонеж», кстати, отец Олег целебат. Рассказ называется Вася Толстенький. Он повествует о судьбе необычного прихожанина, юродивого в г. Орехово-Зуеве. Он имел малый рост, но весил под 200 кг. Его все кормили. И он обладал великим даром утешения. Из рассказа можно понять, что этот Василий был действительно юродивый ради Христа. Его несколько раз пытались осудить за тунеядство, но все это кончалось благополучно для Васи Толстенького (стр 50). Умер он в психиатрической больнице, предварительно оповестив о своей смерти посетивших его людей, приличными для юродивого образами: получении новой квартиры.

            Рассказы 20 авторов размещенные в названном сборнике представляют интересное и полезное чтение для современного читателя.

            Книга повесть Наталии Жуковской Три Веры, написана по биографическим материалам автора. Это хроника семейной жизни трех Вер. Герои её живут в военное и послевоенное время до самой перестройки. Повесть рассказывает о судьбе трех  московских девочек подруг с одинаковыми именами Вера. Тимофеевы, Нестеровы и Снегиревы – такие их были фамилии. Первая семья – рабочих, вторая -служащих, а третья семья Снегиревых была элитной. Родители этой Веры были солистами Большого театра. При этом известно, что популярный в стране баритон, отец Веры, Игнатий Владимирович был выходец из купеческого сословия, а мать – Манефа Андреевна Соболевская выходила из дворянского рода. Деду Веры Игнатьевны профессору химии Андрею Васильевичу Соболевскому уделяется в повести особое место. Война и послевоенное время, простирающееся, собственно, до начала перестройки- время за которое появились в семьях Вер их потомки: дети и внуки, судьба которых прослеживается в повествовании на широких просторах России: Москва, Северный Кавказ, Якутия, Диксон. И в конце невероятная встреча трех Вер в Южной Австралии. Книга читается с интересом. В целом, повесть эта несет патриотический заряд, побуждает читателя к изучению своих родословных корней, составлению семейной хроники. Отмечу, что исторические детали и предметы времени, описанные в повести, призванные, видимо, для более убедительного свидетельства для читателя в реальности написанного, как правило, выполняют эту функцию. Так пятиэтажный дом на Сретенке, построенный страховым обществом Россия, в котором была квартира Соболевского весьма с подробными деталями описан в повести. (см стр 22) Пятиэтажный дом был хорошо спланирован… Снаружи великолепная лепнина, кованные ворота и ограда. В квартирах камины, отделанные мрамором, гранитом и даже уральской яшмой». Как мы читаем в повести профессору с дочерью Манефой советская власть оставила две комнаты, вселив в три другие комнаты разных жильцов. Этот великолепный дом и сейчас привлекает к себе внимание.

             Но не все такие детали повести я смог расшифровать. Так я не смог понять словосочетание «прессованная мытищинская мебель» стр 58. Рассказывается как Вера Игнатьевна Снегирева Антонова в поиск своих родителей приезжает в Москву, в сою бывшую квартиру.  Характеризуя время, так называемого непа в стране, автор дает картину жизни мужиков и казачества на Дону. «Многие надорвали животы. В прямом смысле. Подрастающий Васек Климов видел на хуторе несколько изнеможденных стариков, имеющих весьма странный вид и необычную походку. (Далее по тексту надо читать на стр 173). И удивлялся я тому, что мужики, приобретшие от непосильного труда паховые грыжи носили между ног доски на веревках, перевязанных на плечах.

            То, что повесть имеет исторический характер, и хроники семейные перемешиваются с   хроникой страны, можно убедиться в том, что некоторые персонажи её являются известными личностями нашей страны, биографию которых можно найти ныне и в интернете. Интересно и то, что род рабочих Тимофеевых хранит предание о своих корнях, которые идут в глубину истории России и связаны с каменщиками из Кирилло -Белозерского монастыря (стр27,28) Мальчик -сирота, которого приметили эти строители, Алексей Кириллов, ставший затем одним из лучших мастеров Москвы и был одним из основателей рода Тимофеевых-Кирилловых. Как мы узнаем дальше из повести с семейным родом Тимофеевых был связан генерал-полковник Хрюкин Тимофей Тимофеевич. На стр 190 названной повести мы можем в сноске прочитать краткий его послужной список. А род Нестеровых был связан с Архиепископом Леонидом (Лобачёвым), краткий послужной список которого также дается на стр.108, правда, где не сказано, что он был участником 2-ой мировой войны. А это, действительно, было так. Вера Ивановна по свидетельству автора этой повести переписывалась с ним 21 год, до самой его кончины. Вообще надо сказать, что автор повести бережно относится к истории и историческим лицам России. Вера Игнатьевна Снегирёва в 14 лет одела белый халат сестры и больше его не снимала ( Стр 49). Она помогала тогда, во время войны, раненым бойцам и была свидетельницей подвига медицинских работников, которые не щадили своей жизни ради спасения ближнего. «Именно в те в весенние дни сорок третьего года она поняла, что смысл жизни – сама жизнь, и жизнь должна быть отдающей, а не берущей. Любовь к ближнему – вот что самое главное» ( стр49). Вера Игнатьевна много слышала от своих коллег рассказов о героизме медиков. Так она рассказывает и дается ссылка на стр46 повести о главном хирурге Кисловодского госпиталя профессоре Гнилорыбове Тимофеи Еремеевиче. ( Стр 46). Он ходил со своим чемоданчиком по известным ему адресам и делал операции на дому. Рисковал. И надо сказать, никто не выдал его немцам.

            Книга увлекательно читается. Она патриотична и заставляет каждого читателя задуматься о своем родословии. Единственное, что меня расстраивает во все этой истории, то, что русские люди уезжают жить в другие страны. И в данном случае мотивами такого переезда в Южную Австралию были все же не политические соображения, хотя о них тоже говорится в повести (стр.230), а желание новизны ощущений ( стр 232). В Австралии ныне проживает более 250 тысяч русских. Это означает не только проживает, но трудится, платит налоги и поддерживает экономику этой страны. Этой! А не России!

            Книга Воспоминаний Николая Рождественского представляет собой мемуарный жанр литературы. Но особенность названных мемуаров состоит в том, что воспоминания Николая Рождественского, сына дьячка Троицкой церкви с. Чашникова Московского уезда, были написаны учеником духовного семинарии в течение 4 лет. То есть он писал свои воспоминания не в середине или конце соей жизни, а непосредственно будучи еще учеником духовной школы. В этом есть и плюсы, и свои минусы. Все происходящие в жизни его значительные события, конечно, очень хорошо запомнились и отражены так, как их чувствовал Николай в ту пору. С другой стороны, вполне возможно, что в силу малолетнего возраста автор не смог увидеть или правильно оценить некоторые обстоятельства, влияющие на смысл самых событий. Возможно, например, что учащийся Николай не знал, что в их селе, Чашникове, ранее (1768 г), родился выдающийся иерарх РПЦ Митрополит Платон (Левшин). Собственно, одним из моих аргументов к приобретению этой книги для библиотеки  было то, что Архиепископ Никон Рождественский родился в этом же селе и, как я полагал, автор скажет в своих мемуарах и о владыке Платоне. Но увы нет! Этот вопрос остается для дальнейших исследований. Что -то не верится, чтобы автор или составитель этих воспоминаний умолчал о великом иерархе РПЦ. С другой стороны, интернетовские знания указывают на одно и то же село Чашниково-как место рождения и Архиепископа Никона, так и Митрополита Платона. Сегодня это место входит в Химкинский район. Но, видимо, название сел Чашниково совпадает, но уезды разные. Видимо, Николай родился в Верейском уезде, а митрополит Платон в Московском уезде.

            Воспоминания Николая Рождественского о духовенстве не вносит ничего нового к знанию жизни сельского духовенства для тех, кто знает эту тему из архивных источников. Они подтверждают, что самым бедным и притесняемым сословием в России являются низы духовного сословия, так называемые причетники. И об этом мы также узнаем из чтения этих Воспоминаний. Владыка Никон всю свою жизнь занимался издательской деятельностью, начиная с юных лет своей жизни до того периода, когда он, будучи членом Священного Синода, был председателем Издательского комитета РПЦ. Он явился инициатором и издателем Троицких листков в Лавре, издал житие преподобного Сергия Радонежского, за что был представлен к премии имени митрополита Макария (Булгакова). Будучи студентом семинарии, Николай часто говорил надгробное слово, рано покинувшим сей мир своим соученикам, товарищам. В этих напутствиях ощущается истинно христианское мировоззрение Рождественского, прекрасное его знание Священного Писания. Следует сказать, что собственная типография в Троицкой - Сергиевой Лавре появилась в результате издательской деятельности Архиепископа Никона. В 1916 году Владыка попросился в отставку с Вологодской кафедры и вселился в Троицую Сергиеву Лавру Книга сия будет интересна тем, кто любит историю Русской Церкви и тех, кто был её верным служителем. Есть сведения в интернете о том, что одной из версий причины смерти Архиепископа Никона Рождественского является его избиение, вне стен Лавры, некими подонками.

            Две книги издательства Сретенского монастыря связаны с именем одного из литературных героев писателя протоиерея Александра Торика «Флавиана». Это повесть с продолжением. При этом надо сказать, что продолжение этой повести ныне простирается, примерно, на шесть-семь книг. Две из них приобретены для нашей библиотеки. Флавиан. Флавиан жизнь продолжается. При этом автор делает посвящение этой книги: « Пастырям добрым, души свои полагающим за «овцы», с любовью посвящается». Поэтому для нас будет продолжение для чтения повести с главным героем Флавианом. Конечно, эти книги о пути человека к Богу, написанные живым, ярким языком будут полезны всем православным читателям. Повести интересно читаются. Собирательный образ иеромонаха Флавиана правдив и ярко запечатлен на страницах повести. Внешний образ Флавиана - Андрея дается в первой главе повести, названной Встреча (стр6). А встречаются два бывших студента и сокурсника случайно в магазине. Андрей, ставший иеромонахом Флавианом, и Алексей, ставший успешным предпринимателем. Собственно повествование событий ведет Алексей, жизнь которого существенно изменилась после его встречи с Флавианом. Он становится верующим человеком, живет духовной жизнью, взял с супругой из детского дома пять детей и воспитывает их в православной вере. В книге встречаются описания чудесных явлений, бывших в наше время. Да и жизнь самого автора книги заштатного протоиерея отца Александра Торика, видимо, дает основания к принятию чудесного заступничества Божия при скорбях и болезнях. Он перенес онкологическую операцию. По состоянию здоровья перешел за штат, но вот уже более 20 лет работает как литератор, радует читателей своей прозой. Протоиерей Александр Торик москвич, детство свое провел в Мытищах, видимо, на даче своего деда в Челюскинской, служил священником в Московской епархии. То, что его литературное творчество получило высокую оценку у наших читателей, подтверждает и факт, что издательство «Флавиан – пресс» является православно – миссионерским издательством, специализирующееся на издании книг протоиерея Александра Торика.

            Другой замечательной книгой для полезного чтения является вышедшая в издании Сретенского монастыря в 2021 году, названной Сердце сокрушенно, автор Владимир Иванович Щербинин. Книгу он посвятил трагически погибшему своему сыну Тихону. Автор был другом и сокурсником по ВГИКу Георгия Шевкунова, будущего настоятеля Сретинского, а затем и Псково-Печерского монастырей иеромонаха, а затем Митрополита Тихона ( Шевкунова). Кстати, и имена данные Щербинином своим детям: Тихон и Георгий, видимо, были навеяны этой дружбой.  В книге дается галерея портретов многих современных служителей РПЦ. Они представляют собой очерки или исторические хроники. Но все они объединены верою в жизнь будущего века. Настоящее, о котором говорит автор в своем повествовании, видится через призму небесного и вечного. Религиозно – философские рассказы и очерки Щербинина потрясают своей глубинной верой в жизнь будущего века и дают аргументы такой веры в нашей земной жизни. Книга очень интересно читается, в чем видимо повинен и большой опыт автора – режиссера. Более 80 документальных фильмов созданы Владимиром Щербининым

            Книга Век Филарета представляет собой исторический роман Яковлева о судьбе прославленного ныне в лики святых угодников Митрополита  Московского Филарета (Дроздова). Серьезный роман, в котором «портрет» известного на Руси архиерея РПЦ митрополита Филарета дан с той исторической правдой, на которую возможно дерзать автору исторического романа. Митрополит Филарет в романе представляется не «приглаженным», насколько это прилично, святому иерарху, а живым человеком из верховного духовенства Русской Церкви с человеческими достоинствами и слабостями. В то же время, романный Митрополит Филарет являет собой величественного в своей духовности иерарха. Автор не обходит сложные вопросы, связанные с деятельностью Владыки, как например, перевод Библии на русский язык. Представляется, что все оппоненты Митрополита Филарета в этом вопросе изображены в романе в «привычной исторической правде». То есть стереотипы некоторых лиц, противников Митрополита: Архимандрита Фотия (Спасского), митрополита Киевского Филарета (Амфитиатрова) и др. известны каждому, кто изучал историю Церкви этого времени. Здесь особенно стоит выделить архимандрита Фотия (Спасского). Сын дьякона с Спасского погоста тоже Нижнегородской губернии, он быстро зарекомендовал себя очень способным в постижении веры Христовой. Обладал с детства прекрасным певческим голосом, был первым учеником в духовных школах. Слабый здоровьем он был вынужден прервать обучение в МДА и покинуть её. Тем не менее со временем, постриженный сознательно в монахи Петр- Фотий  становится лидером защитников православия, смело обличая тех, кто предавал веру отцов. То время, как показано в романе, отличалось многими искривлениями православной веры. Не малую роль в этом сыграло Библейское общество, пришедшее на Россию с запада. Но именно оно ставило вопрос и способствовало переводу Библии с церковно – славянского языка на русский. Это то, что пытался осуществить митрополит Филарет (Дроздов) со своими единомышленниками. Митрополит Филарет давно видел в этом необходимость и сам уже занимался таким переводом. У Филарета было сильная оппозиция. Об этой борьбе, в которой митрополиту Филарету удалось победить, в том числе, рассказывает этот роман, передавая, порой, детали и события мало - известные читателям.  Однажды митрополит Филарет, проявил излишнюю жесткость в беседе с одной важной госпожой. Рассказывают, что иногда митрополит проявлял жесткость. У неё полились обильно слезы, и она покинула его дом. Владыка тут же приказывает закладывать лошадей, чтобы появиться в её доме с повинной.

            Автор романа, раскрывая судьбу будущего преподобного Антония, наместника Троице -Сергиевой Лавры, рассказал об ответной любви еще молодого Андрей Медведева, к княжне Анне, дочери князя Георгия Александровича Грузинского, у которого Андрей трудился на поприще медицины и достиг должности управляющего местной больницы.

            Непростые отношения митрополита Филарета с царями и другими государственными деятелями только укрепляют веру читателя в правдивом изображении исторических личностей и высоких духовных и нравственных качеств Владыки. В романе показана многолетняя духовная дружба Владыки Митрополита с наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием. Автор отмечает, что они были такими разными людьми и, видимо, непреложным аргументом к их дружбе было монашество. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний были истинными монахами. Интересно заметить, что и продолжительность их жизни была одинаковой: 84 года. Митрополит примерно на 10 лет был старше Антония. Надо заметить, что из архивных данных можно увидеть, что Архимандрит Антоний в послужном своем списке писал себя из мещанского сословия, и отмечал, что не имел никакого духовного образования.(В фонде 1204 РГАДА можно найти и посмотреть ( на удалении) оцифрованное дело 7281: Срочное представление Священному Синоду и обер-прокурору  о монашествующих членах Собора и кавалерах 1852 год 16 листов, послужной список архимандрита Антония). Интересно, что, как показано в романе, родители Андрея Гавриловича Медведева были отпущенными крепостными крестьянами графини Головиной, а затем отец о. Антония стал поваром у князя Грузинского.) В то же время митрополит Филарет попросил у архимандрита Антония быть своим духовником. Так оно и было. Антоний несколько раз просился на покой, один раз у митрополита Филарета (см. стр404), но его не отпускали. В 1873 году Антоний слег от инсульта и до самой смерти 12 (24) мая 1877 года не вставал.

            Среди других исторических личностей романа заметной является фигура протоиерея Александра Горского, который был любимцем митрополита Филарета. Он был его правой рукой в переводе Библии на русский язык. В романе на стр 458 и далее рассказывается об этом неординарном человеке и ученом, всю свою жизнь посвятившему Троице -Сергиевой Лавре.

            Думается также, что образы других участников этих событий, века Филарета, правдиво изображены на полотне исторических событий в названном замечательном романе Яковлева.

            Очень полезная книга, собравшая немало рассказов известных духовных лиц и писателей, посвящена смыслу скорбей и страданий, попускаемых человечеству Богом и о помощи Божьей в их перенесении. Боль отцов и слезы матерей. Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Сергей Мечев, Афанасий (Сахаров), Митрополит Вениамин (Федчинков), Иван Ильин, Николай Пестов и др известные и неизвестные нам православные люди через свою жизнь духовно утешают и поучают нас принимать скорби мира сего с христианским смирением. В конце книги есть молитвы для отцов и матерей за своих детей.  Часто причиной скорбей бывает и жизнь наших ближних, и детей не по христианской вере. В этом смысле, мы должны поучиться у наших православных предков, для которых уклонение жизни своих детей от православия они считали бедой и отдавали много усилий и времени на молитву за них, считая себя повинными в таком безбожном житие детей. Небольшой рассказ Святый Архистратиг, представляющий воспоминания неких православных людей Верховенцевых В.Т. и Н.А. стр. 249, 250, показывает, насколько велика сила молитвы матери. Мать скорбела о своем младшем сыне. «Пламенно молясь Архангелу и его небесным силам, ежедневно читая им акафист, она неотступно молила о спасении сына, твердо веря, что неотступность ей не посрамит». Однажды она проходила в своем губернском городе мимо магазина и была остановлена взглядом Архистратига Божия Михаила. Она увидела в ветрине магазина, что вокруг прекрасного литографического образа Архистратига размещено множество открыток и изображений совсем неблагочестивых. Тогда она в магазине этом стала убеждать хозяина еврея, что недопустимо так размещать святыню. Для окончательного убеждения его, ей пришлось проявить решительность и припугнуть хозяина магазина, что в случае, если он это повторит, то она будет жаловаться известному ей начальству города. Это дало положительный эффект, и мать, приобретя литографическое изображение Архистратига, ушла из магазина. «Тебя спасла любовь моя от бесчестия, спаси и Ты душу моего сына от бесчестия и греха и безверия» - молилась она перед Образом. Так и случилось. Еще при жизни своей мать эта могла наблюдать как сын её стал истинно верующим человеком.  Другой рассказ известного в нашей церкви Митрополита Вениамина (Федчинкова) Обет матери, о своей маме (стр 219) показывает, что Бог обязательно даст просимое нам, когда мы совершаем духовный подвиг ради этого.  Так, когда он, будучи, младенцем, смертельно заболел, и мать дала обет Богу сходить пешком и поклониться мощам Митрофана Воронежского. И исполнила свое обещание. Она, кроме того, совершала еще еженедельный пост ради своих детей каждый понедельник. И Господь исполнил просьбу матери. Очень интересная и полезная книга. В ней также говорится о том, как хорошо читать ежедневно Евангелие за своих детей по одной главе с молитвой о своих чадах. Духовной радости и пользы -всем нашим читателям!

 

Представленные материалы обзора  литературы подготовлены

настоятелем протоиереем Георгием Троицким.

 


Назад к списку