|
В нынешнем обзоре мы представляем всего приобретенных шесть книг, по причине отсутствия на складах магазина еще 4-х книг, планируемых нами для приобретения. Правда, так получилось, что в последнее время мне пришлось прочитать с точки зрения рецензии священника еще две книги, которые я тоже присовокупил к нашему обзору. Я думаю, что это уместно. Одна из книг, которая много «нашумела» в нашем современном обществе ЛАВР автор Евгений Водолазкин М. 2022 г. Такая книга не нужна нашей библиотеке. Другая книга, уже давно известная русским читателям, эта - ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ Сергея Бородина. Взял я её для того, чтобы прочитать, в Мытищинской библиотеке. Об этих книгах я тоже скажу. И, как станет потом понятно, я не благословляю для приобретения в нашу библиотеку книгу ЛАВР, и благословляю на приобретение книгу С. Бородина ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ.
Человек –часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание». Академик Дмитрий Лихачев.
В книге Дмитрий Донкой С.Бородина перед читателем встают исторические персонажи романа, известные нашим соотечественникам. Дмитрий Донской, Боброк, Владимир Серпуховской, юный Андрей Рублев, преподобный Сергий, Мамай, Бегич и др. образы написаны талантливо и выпукло и встроены в остросюжетное полотно, увлекающее читателя. Лаконичное письмо романа раскрывает перед читателем довольно подробную по мысли и содержанию эпоху жизни русского народа под татарским игом. В простых повседневных событиях автору видится многое и значимое, порой, пророческое. « День кончается. Надвигается ночь. Ночью кажется всякая беда вблизи. Разве отгородишься от неё прозрачным лепестком пламени у лампады или нежным копьем огня на мягком древе огарка? Наступает ночь, когда болезни наваливаются на больных, когда счастье до смерти может задушить счастливых, а беда – побежденных».(стр. 161). Все-таки не зря Сергей Бородин был учеником известного тогда советского поэта Валерия Брюсова, который, как учитель, одобрял поэтическую стезю ученика. В прозе исторического повествования автора «Дмитрия Донского» не редко можно прочитать поэтические нотки, лаконичного и живого описания событий.
Умение автора владеть языком русского народа того времени, делает исторические образы более живыми и достоверными. Но это происходит не всегда, а лишь до той поры, пока фантазия и вымысел автора не переходят ту грань, за которой открывается очевидное стремление писателя интерес поставить выше исторической правды.
Помня о жестокости описываемого в романе времени, мы допускаем и о жесткости и самих героев этой истории. Совершенно очевидно, что в романе Бородина тема порабощения, гнета простого народа со стороны правящего класса, выливается в самостоятельную тему повествования, имеет особое значение и не противоречит идеи классовой борьбы, так любимой большевиками. Антогонизм такого отношения доходит до пределов, когда верховные власти уничтожают физически тех, чьими руками создаются те ценности, которыми они пользуются. Образ Кирилла, созданный в романе, можно назвать вполне удавшимся. Хотя он выступает вначале ярким противником Великого Князя Дмитрия Ивановича. Бывший инок, зодчий создающий каменную Москву, в том числе и Тайнинскую башню, только он один, избегает смерти, уготовленной всем им, свидетелям тайны Московского кремля, Великим Князем Московским Дмитрием. Не скрою, что этот факт ранит читателя и заставляет задуматься – а правда ли это? Российские историки не находят документального подтверждения этого факта, который думается является вымыслом автора для того, чтобы ярче провести линию антогонизма между правящей элитой и народом, и на этом контрасте выписать образ Кирилла. Представляется все же, несмотря на это, в романе образ этот удался Бородину. В ходе течения событий романа Кирилл восходит постепенно к чувству покаяния. Мы видим, что в лесу, где он обитал с «душегубами», к нему постепенно приходит правильная мысль, которая усиливается заботой о мальчике, находящимся на его попечении, будущем великом иконописце, Андрее Рублеве. «Часто мысль Кирилла обращалась к преподобному Сергию. Всюду о нем слышал, и теперь, среди тишины и тьмы, яснее стал перед ним Сергий». И вот в пору такого состояния души Кирилл решился написать письмо преподобному Сергию. «Едва расцвело, достал из сумы лоскут бумаги, развел талым снегом ссохшуюся медвежью кровь и написал..» (стр. 312)
Жизнеописание преподобного Андрея Рублева ничего не знает о его ранних годах и точную дату его рождения, но юные годы его жизни, по многим источникам, вполне совмещаются с жизнью преподобного Сергия, и представляется, что фантазия писателя и описанная в романе судьба сироты Андрея вполне соответствует той духовной высоте, на которую поднялся в православном мире преподобный Андрей Рублев.
Хотя в романе образ преподобного Сергия имеет вполне соответствующее особому русскому святому величие простоты и святости, в то же время у православного читателя возникает недоверие к тем событиям, которые почему-то развертываются вокруг преподобного Сергия в романе. В этом отношении вымысел автора портит весь сюжет романа. Отмечается, с одной стороны, что все почитали преподобного Сергия как прозорливого старца, что вполне соответствует исторической правде. В романе Кирилл боялся, что преподобный Сергий «увидит» всю его тайну, связанную с убийством царского посланника, и это тоже понятно. Но, с другой стороны, не боялся ничего этого один из героев романа, близкий к преподобному, один схимонах Александр, видимо, тот, кто вскоре на поле Куликовом вступит в единоборство с татарским воином, и которого все мы знаем под именем Пересвет. Почти не скрываясь от преподобного, схимонах из романа, Александр, грешит с женщиной! Кто может поверить этому?! Какой-то абсурд! В чин схимонаха Александр был посвящен, очевидно, преподобным Сергием, а может быть и не им –не в этом дело. Схимонах – это максимально возможное аскетическое отречение монаха от мира. И это состояние монаха, не есть внешне обозначенный чин, а достигнутое годами состояние души. Поэтому, кажется, что здесь автор романа явно «перегнул палку». Более того, спрашивается: «А зачем нужна такая фантазия?» Почему схимонах так откровенно и беззастенчиво впадает в грехи блуда, не боясь не только прозорливости Сергия, но и его слуха? Видимо, только для того, чтобы идеологи социализма смогли прочитать атеистическую разоблачающую церковников «правду» в этом эпизоде, и тем самым смягчить дух веры, носителем которого являются некоторые герои этого романа. Понятно становится, что Сергей Петрович не читал Житие преподобного игумена Сергия ( все эти книги большевички убрали подальше, а то и уничтожили). Известно из жития святого всем православным, что игумен Сергий по возрастании числа братий монастыря постановил правило, чтобы после повечерия иноки не ходили по кельям и не беседовали друг с другом, а занимались молитвой и рукоделием. Он сам ходил по кельям и контролировал исполнение этого правила иноками. Часто это бывало глубокой ночью. Если находил кого-то в молитве, за книгой или рукоделием, радовался и благодарил Бога. Если же слышал празднословящих, ударял в дверь или окно и удалялся. Неужели таким, прости, Господи, бестолковым был этот схимонах?
В сорок пятой главе романа, где описывается движение русского воинства к великой битве, среди которых были и Кирилловы «душегубы», происходит то, что оправдывает всех тех, кто готов положить жизнь свою за ближнего своего, и является последним победительным «аккордом» к образу Кирилла. «Тонкий, сухой, весь обросший сединой, как мхом, опираясь на длинный посох, к ним подошел старик. Коричневое лицо, как у суздальского святого, покрылось будто зеленоватой плеснью, лишь глаза смотрели твердо и строго. Старик сказал: - Нет здесь ни татей, ни душегубов. Здесь все воины! А коли ты есть князь должен с молитвою изготовиться: ведешь не в разбой, а в битву. Все свои прежние грехи вспомни и покайся. Все тебе простится: кровь, пролитая за правое дело, как огнь, всякую нечесть смывает». И этот вещий глас относится к Кириллу. И не только к нему – но ко всем тем, кто готов положить душу свою за други своя и Родину.
Несмотря на то, что некоторые образы героев романа далеки от исторической правды, нет сомнений, что роман С.П. Бородина «Дмитрий Донской» сыграл важную роль в патриотическом настроении советского народа в годы Великой Отечественной Войны. Нет сомнения, что такую высокую оценку роман получил благодаря той положительной оценки, которую дал сочинению Бородина И.В. Сталин. Роман Дмитрий Донской переиздавали за время войны девять раз. И это, конечно, многого стоит.
Так оказалось, что приобретенная нами, а считайте мною, книга известного всем нам современного автора протоиерея Александра Торика КАРАНТИН, вызвала у меня много нареканий. Я не ожидал, что в рамках фантастической прозы известный уже писатель, священник будет утверждать идею, не согласующейся с православным учением. Если бы не было комментариев «духовных» автора, изложенных в его ответах на задней обложке книги, то, возможно, читатель не обратил бы внимание на некоторый духовный подвох в книге. Но автор положительно отвечает на вопросом к нему: «Значит, процесс покаяния-«метанойи»-преображение человеческой души может продолжаться в Вечности?, считая уместным лукаво привлечь к ответу на вопросу Христа, и давая вопрощающему такой ответ: Христос отвечал в таких случаях : «Ты сказал!». Но Христос, на самом деле сказал в связи с этим вопросом совсем не так. Не надо фантазировать во всем. Есть мнение и учение Церкви, размывать фантазией которые недопустимо. В Евангелии от Луки, Глава 16 стихи 19-31, сам Господь отвечает на этот вопрос и совсем не так, как протоиерей Александр Торик. Спасаться можно только в этой жизни, когда мы проявляем свою человеческую волю для этого спасения. Спасает, конечно, Бог, но не без нашего участия. Когда мы покидаем этот мир, то уже поздно просить кого-то: Авраама, или живущего на земле брата, чтобы они облегчили нашу участь. «…Отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и остудит язык мой, яко стражду в пламене сем. Рече же Авраам: чадо, помяни яко восприял благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же здесь утешается, ты же страждеши. И над всеми сими, между вами и нами пропасть великая утвердися, яко да хотящие прейти отсюду к вам, не возмогут, ни иже отдуду к ним преходят».
Поэтому, читая фантастику современного писателя -священника, надо помнить то, что сказал нам Господь о загробной жизни.
Трудно сейчас спасаться и, отвергая оптимистическую фантастику, утверждающую, что спасаться можно на том свете, мы убеждаемся в этом, читая замечательную книгу известного духовного писателя, нашего современника Архимандрита РАФАИЛА Карелина- ПОИСК ПОТЕРЯННОЙ ТРОПЫ М.2022год. Отец архимандрит своим сочинением определяет духовное состояние современного общества как «безысходность». Он своей книгой дает понять, «что потеря любви приближает человечество к катастрофе не менее страшной, чем мировые войны, в то же время Архимандрит Рафаил старается убедить читателя, что еще есть возможность нравственной реанимации, осуществления христианских идеалов и возвращения духовной радости». И это самое ценное в этой книге. Собственно, в книге два рассказа, но тема одна как спасаться мирянам, священникам, и монахам. При этом в рассказах этих особое место в этом спасительном пути уделяется взаимоотношению пастыря и «пасомого». В центре темы человек, стремящийся жить духовной жизнью. В первом рассказе это некто ЮНОША, а во втором все тот же юноша, но принявший сан иеромонаха под именем Стратоник. Человек, идя по пути спасения, не становится как путник сильней, а наоборот бывает отягощен многими новыми проблемами, о которых не ведал ранее. Знания, которые получает читатель из беседы с юношей, а потом с иеромонахом, духовника из этой книги очень и очень полезны каждому христианину, да и пастырю-священнику. Поэтому книгу эту надо прочитать каждому современнику, ищущему путь спасения. Очень хотелось, чтобы книгу эту прочитал и Владимир Иванов, который ныне весьма обременен болезнью, и хотелось, чтобы он проникся бы истинно монашеским духом, и внутри себя воскликнул: Хритос Воскресе! Хотелось бы, чтобы и все прочитали эту замечательную книгу и вынесли для себя полезное в отношении спасения. В главе 12 второго рассказа весьма просто автор показал смысл монашества и отличие православного монашества от монахов других религий и конфессий. Молитва, безмолвие и мистика – основное оружие православного монаха, но думается, что не грешно и мирянину воспользоваться этим оружием в той мере, которая возможна и полезна в миру.
Совсем недавно прочитал, не до конца, книгу, которую рекомендовал и, одновременно, передал мне Михаил, современного автора Евгения Водолазкина ЛАВР, изд. АСТ, Москва 2023 год. Не до конца читал её не по лени своей, а потому что, как и автору этой книги, претит исторический роман, так и у меня нет никакого интереса к «неисторическому роману», которым восторгаются ныне некоторые наши соотечественники. Странная и необъяснимая порой вещь, называемая модой. Часто совсем не понимаешь отчего та или иная мода возникла, но невольно следуешь ей. Бывает, конечно, но скажем, редко, что мода возникает не только из-за эстетических соображений, а порой против их, но ради приобретения каких –то других преимуществ. Так кажется сейчас все население России носит на ногах кроссовки. И молодые, и старые, и люди мужского и женского пола…. Но понятно, что это происходит не потому, что очень красиво в белых и цветных кроссовках выглядят ноги стариков и старух, шаркающих по асфальту. В кроссовках удобно ногам – вот и главная причина такой моды! И это понятно. «Новая», неклассическая литература, которая предлагается сегодня людьми с разным интеллектом и мировоззренческой ориентацией, далеко не всем хороша и, как некачественная обувь, давит, но не на ноги, а на сердце и душу.
Странно, очень странно, что автор такого сочинения доктор филологических наук, специалист по древней русской литературе, да еще ученик академика Лихачева – ударился в такой жанр! Но на этом не заканчивается удивление читателя. Автор еще и человек православный и в своем «неисторическом романе» цитирует стихи из Святого Писания, одновременно, «обогащая» текст нецензурными выражениями. Что скажем к всему этому? Жизнь, как и высшее творение Божие, человек, многообразны и не стоит удивляться всему тому, что мы видим в этой жизни. Но позиции наши мировоззренческие не позволим, конечно, размывать ни ново- язычникам, ни тем, кто приспосабливает православную веру к той новой, объявленной или необъявленной религии, в которой нет Христа, а есть его литературная «стилизация».
Да, мы все православные почитаем и уважительно относимся к Академику Д. Лихачеву. Он, как и все его дела, входят в уникальную русскую цивилизацию. Исторический роман (вспомните Пушкина, Гоголя, Толстого и др.) составляет ценнейший пласт нашей культуры. Исторический роман был самым любимым чтением русских в XIX веке. Кто может отвергать это? Только безумцы! В сложном взаимоотношении Учитель –Ученик всегда есть проблема. Если бы её не было, то все бы мы были благодатными учениками Самого Христа! Когда мы рассматриваем проблему эту в контексте нашей временной жизни, то она, проблема эта, имеет две стороны. Одна – та, которая возникает у учителя, взявшегося за учительство конкретного, со своими способностями и наклонностями ученика, а с другой стороны – проблема ученика, который стремится принять научения от конкретного Учителя. Положительный эффект от такого взаимоотношения учителя и ученика будет тем выше и будет тогда, когда указанные проблемы с обеих сторон, в той или иной степени, будут преодолены. С учетом этого можно не только утверждать, но и наблюдать из жизни, что не всегда указанная двухсторонняя проблема преодолевается успешно, и не всегда можно сказать, что ученик похож на учителя. Вот что я сказал бы по поводу того, что автор Лавра является учеником Лихачева.
Отцы Церкви, особенно в житие святых, избегали «физиологических» подробностей. Автор называет житием жизнь жертвенную людей, напоминающую нам жизнь святых – и это верно. В то же время, автор книги в своем «житие» нарочито акцентирует внимание на физиологию человека. Врачеватель лечит, восстанавливает эрекцию мужчины, как будто это самая главная болезнь века, как чума и др. Когда бальзамируется тело умершего мужчины, член его, непомерно большой по сравнению с телом, болтается в такт с движениями бальзамирующего человека. Есть и в романе другие физиологические «наблюдения», на будим о них вспоминать. Вообще не хочется много говорить об этом сочинении. То, что эта книга получила некую премию «Большая книга» Победитель, говорит о том, что есть ныне люди, которые стимулируют развитие нетрадиционной литературы. Они, к сожалению, работают против России, нашего православного Отечества. Они размывают православие, они верят в относительного Бога, они не принимают Абсолют Создателя и через свои талантливые или бесталанные сочинения соблазняют молодежь нетрадиционными взглядами на жизнь и на себя.
Было бы замечательно, если бы доктор филологических наук, специалист по древней русской литературе, написал бы исторический роман, раскрывающий читателю бывшие процессы на Руси, связанные с преодолением русским народом языческой религии и обычаев, принятием христианской веры и жизни. Это очень интересно и полезно. Ведь и сегодня нам приходится преодолевать (но не всем!) то, что произвел и производит грех в нашей душе.
26 мая к нам в храм, по приглашению, приехали племянница военного коменданта г. Берлина генерал-майора А.Г. Котикова Наталия Евгеньевна Никитенко и замечательная современная писательница Ирина Николаевна Чечулина-Собещанская. За традиционным «чаем» в приходском помещении речь вдруг зашла о книге «Лавр» Водолазкина. Ирина Николаевна, как оказалось, читала эту книгу и сказала, что книга ей совсем не понравилась. Среди многочисленных подарков, которые нам преподнесли наши гости, была книги игумена Рафаила (Симакова), известного у нас и за рубежом художника, зятя генерала Котикова, которая и называлась КНИГА часть 3, изданная в 2020 году. Позже на стр 8 мы прочитали. «Стали говорит о нынешней литературе. Ира мне предложила почитать «Авиатора», но я уже нарвавшийся на «Лавра», пока что отказался». Комментарии, как говорится, излишни.
Прилично бы было написать Водолазкину исторический роман из серии ЖЗЛ о жизни и деятельности академика Дмитрия Лихачева, жизнь и творчество которого непременно входит в Великую Русскую цивилизацию.
Приобретенное нами сочинения великого русского писателя Н.С. Лескова Соборяне изд АСТ М.2022 год содержит два произведения: одно роман или хроника, как написано у автора, называемое Соборяне и второе- повесть Запечатанный Ангел. Это классика, реценцзировать которую очень трудно. Сам Николай Семенович Лесков считал, что Соборяне – это единственное его произведение, которое, возможно, найдет место в истории русской литературы. Читая произведения Лескова становится понятно, что он хорошо знал церковную тему и не внешне, но глубоко изнутри. Главными героями книги становятся священо-церковно-служители, живущие на «поповке», и видимо служащие в соборе уездного города: протоиерей Савелий Туберозов, священник Захария Бенефактов и диакон Ахилла Десницын. Отец Савелий не только является первым священником в соборной церкви, но и благочинным и, что интересно, протоиереем. Но это вначале его называют протоиереем, но в дальнейшем повествовании его называют преимущественно протопопом. Фамилии указаны, так называемые, дарственные для того, чтобы было понятно, что все церковные персонажи романа -представители духовного сословия. Все-таки главным героем является протоиерей Савелий и сюжет развивается «не благодаря этой личности», а в виду того, что в романе есть другие люди, которые несут в себе силы, противоборствующие главным героем и, скажем, откровенно - темные. Это князь Борноволоков и его помощник Термосесов. Они занимались одним делом и оба искренне не любили один другого. Но последний был такой ловкач-пройдоха, что умел манипулировать не только всеми людьми, но и своим начальником.
Случайным кажется эпизод романа, когда шаровая молния ударила в ствол дуба, на котором сидел ворон, а протопоп Туберозов находился рядом (стр. 280-281) стр. 281.«Дерево было как ножом срезано у самого корня и лежало на земле, а из под ветвей его, смешавшихся с колосом ржи, раздавался противный, режущий крик: это драл глотку давешний ворон. Он упал вместе с деревом, придавлен тяжелою ветвью к земле и, разинув широко пурпуровую пасть, судорожно бился и отчаянно кричал.
Туберозов быстро отпрыгнул от этого зрелища таким бодрым прыжком, как бы ему было не семьдесят лет, а семнадцать.» Мне кажется, что в этом эпизоде и в дальнейших событиях осмысливания случившего ночью, а также в основной идеи проповеди протопопа на Божественной литургии, совершенной им по вышеуказанным обстоятельствам – смысл всего произведения Соборяне. Смысл в той борьбе, которая шла не только среди людей, но и внутри отца Савелия, истинного пастыря и который он попытался после удара этой молнии изложить ночью на «пополам перегнутом листке».( см.Стр. 284 глава 21) Дорогой читатель запиши указанные страницы Хроники и прочитай их с вниманием и, возможно, не один раз. Спустя некоторое время, когда уже проповеди отца Туберозова забылась в уездном Старогороде в дом отца Савелия приехали люди, чтобы увести отца в Губернский город. Это описывается в короткой 23 главе (стр288). Наталья Николаевна, матушка и супруга отца Савелия, провожала его мужественно и стойко. Но когда он садился в почтовую тройку, она подбежала к нему и прошептала: Одну только жизнь свою пощади! Туберозов отвечал ей: «Не хлопочи: жизнь уже кончена; теперь начинается «житие»» стр. 288.
Хотелось много еще сказать о своем впечатлении о прочитанном, но понимая свое недостоинство как литератора, рекомендую всем прочитать это произведение великого русского писателя Лескова. Возможно, что судьба карлика Николая Афанасьевича из романа не является доминирующей темой в Соборянах, но заставляет задумываться о многом. В частности, я вдруг вспомнил о том, что существуют и такие люди на земле. И посмотрел в интернете о людях-карликах. Оказывается, что сейчас в мире живет примерно 35 тысяч карликов ( рост мужчин менее 130 см, женщин менее 120 см), в России таких людей. больше вех, 2,5 тысяч. Фактически ничего не делается на государственном уровне, чтобы как -то облегчить их жизнь, Хотя, медициной такое состояние характеризуется как болезнь, на уровне генеалогическом, нанизм. Единственной льготой для карликов в России является 45 летний пенсионный возраст таких людей.
Книга «Наследник» современного автора Ирины Ордынский – исторический роман о цесаревиче Алексее Николаевиче Романове. Исторический роман – самый любимый жанр русских читателей в XIX веке, по моему мнению, остается таковым и до нашего времени. Этот жанр не принимает, как уже говорилось выше, другой наш современный автор ЛАВРА, Водолазкин, тем самым отделяя себя от русского общества и русской цивилизации. Роман этот рекомендуется для юношества, хотя он интересен и для взрослого читателя, несмотря на то, что повествование охватывает самый тяжелый и трагический период из жизни Цесаревича с марта 1917 года по 17 июля 1918 года, когда совершилось страшное убийство в Ипатевском доме. Конечно, в романе написаны и образы других исторических персонажей, которые по жизни общались с Цесаревичем Алексеем. Из романа встает живой образ Алексея, чрезвычайно обаятельного и умного ребенка, отвечающего для самого взыскательного мнения качествами наследника царского Престола. Замечу слушателям, что книга эта «выложена» в интернете, поэтому, кто имеет такую возможность может почитать и на страницах интернета.
Все события происходящие в Тобольске, а затем в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге вели к этой великой кровавой драме русского государства. Но вся прислуга, последовавшая за царской семьей, до конца дней служила Царю. Автор описывает состояние царской семьи после сообщения, которое они тайно получили о том, что офицеры готовят побег царской семьи. В обещанное время ночи этого не произошло, хотя все, по совету Царицы, спали одетыми. Семья недоумевала о причинах этого. Несколько позже им тайно смогли передать сообщение, в котором предлагался побег только Царской семьи. Необходимо было по веревке спуститься в подвал. Все члены семьи, включая цесаревича Алексея, отвергли это предложение. Алексея даже возмущало то, что офицеры могли предложить царской семье оставить свою прислугу и врача Боткина. В это время произошла как раз смена охранников. Сменился комендант, им стал Юровский, и охранять стали красные латыши, не владевшие русским языком.
Особое чувство возникало у участников той обедницы, которую служили для царской семьи 14 июля, в воскресенье, за три дня до мучительной смерти (стр. 553-555). Особое чувство возникает и у читателя описание этой службы. «Цесаревич, повернувшись, еще раз посмотрел на родных, на их невидящие взгляды, глаза будто с поволокой. Молитвы сменяли одна другую и, казалось, каждое обращение к Спасителю, к Пресвятой Богородице, к Святому Духу, к Ангелу-хранителю будто сразу напрямую уходило в Небо..»
Состоявшееся злодейство века описывается в двадцатой главе. И последние строки автора, завершающие роман, как будто, успокаивая читателя, созерцая страшное последствие содеянного, извещают: «Над бордовой тёплой человеческой кровью, залившей весь пол, как лепестки цветущих садов Екатеринбурга, кружились пушинки из распоротой подушки, белые на красном. Оседали они и на еще тёплые тела убитых людей».
Автор серьезно и долго работал над многими доверительными историческими источниками, поэтому это сочинение, вписываясь в канву исторической правды, живо и глубоко передает нам образы и характеры известных исторических личностей.
Другая книга известного нашего современника, Феликса Разумовского, как бы продолжая тему Российской трагедии, размышляет над темой революции. Книга в своем названии имеет вопрос: 1917 Переворот? Революция? Смута? Голгофа! 2017 год М Донской монастырь. В любом случае, я как читатель, еще не читавший эту книгу, вполне соглашусь с автором в его названии, потому что как бы не назвать то, что произошло у нас в указанном году в России, ГОЛГОФА –Евангельское слово, кажется, совсем подходит к результатам этого переворота или революции, или смуты. Кажется, что основным материалом для этой книги послужили результаты работ на телевидении автором Ф.В.Разумовским: исторической программы «Кто мы?» Мне кажется, что автор в своем труде больше усилий полагает на политическую аргументацию событий. И в центре событий, как ни странно, стоит В.И. Ленин со своей идеей превратить войну империалистическую в гражданскую, с тем чтобы сменить царскую власть на большевистскую. И в общем это ему удается. Почему удается? Вопрос не простой и толком, я думаю, одной книгой или работай никто пока не ответил на него. Я думаю, что не удалось сделать это и автору этой книги, издавшего неплохую книгу с анализом исторических событий, для того, чтобы аргументировать ту трагедию (Голгофу), которая постигла Россию. Довольно подробно рассматривается ход Первой мировой войны. Глупые действия Ставки, нерасчетливые действия Юго-Западного фронта, и главное, непрофессиональное и расслабленное состояние Верховного Главнокомандующего великого князя Николая Николаевича Романова. По ходу событий на фронтах войны оказалось, что главнокомандующий интригами пытался защитить себя от просчетов и ошибок. И прошло еще много времени, когда был отстранен от Верховного командования великий князь Н.Н. Компания по выдворению этнических немцев из губернских городов и столицы, начатая при участии прессы, по мнению автора книги имела свои отрицательные последствия. Совсем по -другому обстояли дела на фронте, когда Верховное командование на себя взял Царь Николай Второй.
Последняя часть книги ГОЛГОФА посвящена РПЦ в условиях смуты и власти большевиков. Конечно же мы читали многих авторов, которые дают нам вместе больше знаний о мученичестве народа Божия в смутные годы революции и советской власти, чем то, что представлено в названной книге. Сказать, что представленный материал дает аргументы в пользу того чтобы объяснить всю эту смуту на Руси, невозможно. В то же время некоторые фотодокументы, представленные в этом разделе книги, весьма интересные и заслуживают внимания. И конечно же, последствия от этого гонения на Церковь, представленные в этом разделе, говорят о невидимых размерах преследования верующих в России, многие из которых исповедованием Христовой веры, стали святыми.
Для меня интересно было узнать из книги, что на Поместном Соборе 1918 года (стр. 435), пытаясь разобраться в гонениях на церковь, подготовили исторический доклад, в нем был поставлен один «грозный и страшно трудный вопрос: а народ-то наш-православный, верующий? Имеем ли право и теперь, после того, что произошло и происходит, верить и утверждать, что православный народ наш верит в Бога?» Слава Богу, что дискуссию вокруг этого вопроса прекратили на Соборе тогда. На этот вопрос ответил сонм русских святых мучеников, своей жизнью, своим подвигом.
Как рассказывают, роман Ивана Шмелева «Пути небесные» автор писал 15 лет, и так и не закончил его. Смерть Ивана Сергеевича в 1950 году не дала ему закончить задуманную трилогию. Автор не только простился с любимой умершей женой, но и все эти годы писательского труда был лишен нормальной экономической основы жизни. Роман этот о любви и прототипами героев романа явились реальные исторические личности, живущие недалеко от Оптиной Пустыни: инженер Виктор Алексеевич Вейденгаммер и кроткая, глубоко верующая девушка Дарья Королева. В этом обзоре для меня неожиданностью явился этот роман и я, заказывая его для приобретения в нашу приходскую библиотеку, представлял его мощным последним творческим прорывом любимого многими православными читателями автора. Но я вполне разочаровался, так как обманулся в ожидаемом. Автор хотел, видимо, показать реальность чистой любви, возможной в нашем грешном, тленном мире. Весь сюжет повествования, фактически, развивается на взаимоотношении главного героя и главной героини романа.
Не высокую оценку этому произведению дают Архимандрит Зенон и игумен Рафаил, что мы узнали из книги Игумена Рафаила (Симакова) КНИГА часть 2 изд Зебра Е М. 2016 года стр 628-629. Отец Зенон назвал произведения Шмелёва лубочно-слащавыми произведениями. Совершенно ненужными для верующих. В целом, с отрицательной оценкой всех тех книг, которые были изданы в России, я не соглашусь. Если хотите, нечто «лубочное» есть в книгах Лето Господне, Богомолье, Няня и др произведениях Шмелева, но назвать их слащавыми «не поворачивается язык». Мне более близка позиция отца Рафаила (Симакова), который, совсем не восхищаясь последним сочинением Шмелева, искренне жалеет Ивана Сергеевича, как человека и писателя, который, на мой взгляд, «сломался» физически и духовно, и в этом состоянии физической и духовной бедности, не смог написать произведения, достойного маститому писателю.
Книга «Пути небесные» все же отражает стремление каждой христианской души достичь в отношении мужчины и женщины НЕДОСТИЖИМОГО и читается не без интереса.
Протоиерей Георгий Троицкий.